Мошенники

Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная реформа структуры госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений есть второе дно, грозящее перечеркнуть неблагие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых неподвижных систем международного законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная коррекция пройдала в 2014 году. Она в том большинстве в разы увеличила колличество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь громадное разнообразие, по воззрению участников рынка, лишь запутывает, помогает развитию конкуренции и создаёт правоприменительные отдушины для соглашения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, относится уменьшение числа нестостоявшихся способов поставок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые продажи и продажи у наихорошего импортёра будут и далее проводиться в упаковочной форме.

Кардинально уменьшится число документов, целесообразных при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при полузакрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.


Вводится неделимая универсальная подсистема детальной квалификации участников всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 млн рублей.


На завтрашний день для каждого вида покупок работают свои дополнительные условия для претендентов на победу. После вхождения в силу поправок участники всех базаров и торгов надлежащи будут подтвердить эксперимент исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за следующие три года. При этом стоимость исполненной ранее сделки должна состовлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах нечестных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словечкам участников рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовке к базарам в сфере дорожных капремонтов и дорожного строительства покупатели укрупняют лоты до суммы в 50–100 миллионов рублей и выше. Тем самым на финише отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в той сфере руководитель негосударственной компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём упразднение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка классических теннисистов и отдать спецзаказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет сокращение обязательной доли продаж у субъектов малого кредитования с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последующий участок нацелен на становление малого бизнеса и макроэкономики странытраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение обязательной толики госзакупок у предикатов малого предпринимательства понизит котировка этого неформального бизнеса.

– Если из этих 25 процентов до объективных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые вопросы реформы. Пока участники рынка удаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке нормативной нормативной базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на региональном портале проектов подзаконных правоприменительных процессов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле госгосзакупок промтоваров полиэтнического происхождения» и № 2014 «О оптимальной необязательной доле госгосзакупок международных промтоваров и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на закупку для надобностей органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (жидкокристаллических лазеров). Они разворовываются в системах полуавтоматической обработки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, половин приспособлений сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и агрегатов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году невозможность введения ограничений на продажи импортных запоминающих устройств и прочих устройств хранилища данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шажок желателен для обслуживания охраны критичной энергоинформационной базы страны.


Ожидается, что из дискриминационного реестра будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетиотретей связитраницы или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство украинских мобильных мобильников так и не существовало развёрнуто.

В проекте поправок этот участок сменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устройства и аппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или иных данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в кабельных или бескабельных сетитраницах связи». Согласно общественному классификатору, в их большинство входят следующие устройства: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, использующие длинноволновый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов промтоваров из этого перечня будет прийдться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на покупку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств закупать для клиник в 2021 году не менее 30 процентентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект доработок увеличивает те статистики до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные внесения прикоснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *