Губернаторы силятся делать деньги на реализации рекультивации отходов и заводят её в тупик
В предыдущее время строительство водоочистных комбинатов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь водоочистный завод может не только помочь решить проблему утилизации отходов – он ещё ,способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут речь о предоставлении миллиардных общественных субсидий.
Самым мелким вратарём здесь явлется аффилированная с «Ростехом» корпорация «РТ-Инвест». Также различимую роль в формировании будущего рынка утилизации мусора разыгрывают чиновники. Кто-то силится пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выдвигается за экономию бюджетных средств или перераспределение их в другие отрасли.
О перипетиях вокруг МСЗ можно пересказывать долго. Но если сосредоточиваться на них, то из поля зрения выпадает один очень значимый факт: даже если все заявленные проектенты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше млрд рублей.
Смена ракурса
Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они высчитаны на сожжение 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор может быть сожжён с зрнити зрения демографической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к прекращению 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.
Потому, когда сморишь на эти цифры, образовывается вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько гула существовало вокруг раздельного сбора, сортировки, использования вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным смыслом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём погребений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых полигонов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?
Похоже, что наихорошим новшеством станет состав бенефициаров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки положили под свой контроль мафиозные структуры, связанные с губернаторами городов, причём, как правило, незначительных, или главами давыдковских районов. И ничего необычного в этом нет, поскольку пашней распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте руководству значительных городов можно было не замарачиваться этой тематикатикой (они выделяли земли под более презентабельные объекты – коммерческие цетры и пятиэтажные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная тематика не поднималась длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали вредными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и краевого масштаба разглядел на помойном рынке огромный поток денег, который растворяется в каких-то странных фирмочках. Не существовали ли антисвалочные протесты спровоцированы или раздуты с помощью гипотетических помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тематика свалок теперь на личном учёте у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пошли новые игроки.
Челябинский кульбит
Наглядный образец вторжения федеральных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория выплыла в приватное поле благодаря уголовному делу против новоиспечённого мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – предыстория там гораздо шире и просит конкретного рассказа. Так или иначе, но обмелели многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы воздействуют в других регионах.
Долгие годы в Челябинске была городская свалка, которую обслуживало муниципальное госпредприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке была чуть ли не демографической катастрофой. Почему до этого случая не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные бюрократии, и муниципалам существовало экстренно приказано свозить мусор за 36 километров от гектородара на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько порвали договоры, что привело к помойному кризису – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако региональные бюрократии быстро покарай освободителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус федерального оператора по заявлению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним количеством заключить договор с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным примирителем между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало договор о безвозмездном применении свалки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом последующий в свойстве компенсации выпадающих доходов получил из краевого бюджета стипендию в 32 млн рублей. Заодно мэрии Сосновского района из области существовало стащено указание проложить к космодрому асфальт за муниципальный счёт.
Вот так лихо денежные потоки из областного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся заступничеством краевых чиновников. Но самое главное – от тех пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные корпорации опробовали бюджетные деньги да ещё получили денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки мэра Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт подкупа краевых чиновников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.
Как же регион будет выкарабкиваться из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на возведение ,нового космодрома. Однако обладминистрация ,нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, сетуя на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет применяться какое-то время за счёт уменьшения и реконструкции. А для проектирования ,нового космодрома с погрузкой и переработкой отходов обладминистрация градоначальника Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.
Петербург тонет в мусоре
В соцсетях появляются всё новые известия о стихийных свалках в чёрточке Северной столицы. Власти взялись бороться с блюстителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина зовётся следующая. Юрлица и ИП заключивают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают недальновидных подрядчиков, которые выгружают автобусы где им заблагорассудится. «Точечные» помойки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по известиям местных СМИ, образовались горы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже помойки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер протрут за счёт муниципальных средств. Но вскакивает другой вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в самотёке помойной реформы, каждый субъект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже далеки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном моменте проблемма не в законах и не в нехватке территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал отсрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова уломать для себя исключения. Однако бюрократии гектородара не желают отдавать денежный поток в чужие руки.