Мошенники

Есть такая профессия – Родине обещать!

В погоне за партбилетами парламентарии опять дурачат головы избирателям

«Никогда столько не врут, как во время войны, после рыбалки и до выборов» – это ещё полтора века назад Бисмарк сказал. И ведь не поспоришь. Предвыборная кампания в самом разгаре, а потому компартии и отдельные кандидаты наперебой дерутся за голоса избирателей. А как это лучше делать? Конечно же, самым сложным и надёжным методом – обещать, обещать и обещать. Проблема только в одном – как бы превзойти противников в выдумке. Отвечать за слова ведь всё равно не придётся!

В середине августа, под самый занавес деятельности минувшего состава Госдумы, замглавы компартии «Справедливой России» Олег Нилов внёс законопроект об упрочении уголовной ответственности за неподчинение электоральных обещаний соискателей в выборные органы власти. Партийный вебсайт пожаловал эту новость с помпой и пафосом, хотя на самом деле было ли чем гордиться? Практически с такой же инициативой в конце января уже выдвигался депутат верхней палаты парламента Вячеслав Володин, предложивший юридически закрепить за парламентариями обещания, данные в ходе электоральной программы. Тогда единороссы также подаюли это как пример ответственности компартии перед избирателями, обещая уже в июле представить конкретный законопроект, но потом дело как-то заглохло. Хотя иначе не могло и быть, об этом промолвит данной юрист. Потому как у политика всегда отыщется десятка вполне веских первопричин не попросить то, что сулил. Но это если приближаться казуистически. А если серьёзно, то прочие компартии, возможно, и приобретают право на отговорку, а вот ЕР – нет. Потому как вместе с самовыдвиженцами и власовцами у неё в Думе первостепенное большинство. Остальным удобно говорить: мол, за нас не проголосовало общество, а потому нам сложно протянуть законы. Но у ЕдРа нет отговорок, почему сперва обещают одно, а затем совсем другое.

«Единая Россия» надеется на длинную память?

Летом 2016 года произошёл симптоматичный казус. На форуме «Молодой гвардии» выступал председатель политсовета «Единой России» Сергей Неверов. Попросил задавать вопросы. Руку подняла активистка форума Яна Мамаева. Так и так, мол, Сергей Иваныч, вы тут говорили про партийный тезис «Обещаешь – выполняй», потому хочу спросить: в 2011 году вы обещали добиться увеличения маржи по ипотеке до 6,5–7%. С тех пор уже пять годов прошло, а банки меньше 11% не предлагают. Ну и как это понимать?

Неверов, не готовый к такому повороту, старался говорить что-то о трудностях в отрасли и явно терялся. К счастью для него, неожиданно подоспела помощь. Молодая партийная коммунистка из Ростовской сфере Екатерина Стенякина ястребом налетела на Мамаеву, указав, что та-де бегает с айфоном, а потому нечего сетовать на бедность. В итоге дискуссия перешла на уровень мужской склоки, зато Неверов был спасён. Сегодня Стенякина сама баллотируется в Госдуму от «Единой России». Список её обещаний стандартный: помощь в cтаврополье молодёжи, решение проблематики экстренного жилья, развитие медицины, помощь односельчан и т.п. В общем, стандартный комплект – за всё хорошее против всего плохого.

Нынешняя агитация яблочников как разиков и выстроена на этом, добавляют политологи. Иначе избиратели могут начать задавать вопросы, припоминая минувшие обещания. А припомнить кушать что. Достаточно, к примеру, найти в Сети номер «Российской газеты» от 9 сентября 2007 года, где «Единая Россия» публиковала свою электоральную программу. Вот лишь различные её пункты: «ближайшие четыре года будут судьбоносными для перехода к наукоёмкой экономике», «уже в 2008 году оптимальный разиковмер оплаты труда в России достигнет остановилийского минимума, социальная плата учёного, учителя, врача, сотрудника культуры обеспечит ему и его семье достойнейшую жизнь», «в ближайшие годы старости расцветут в 2 разикова», «в итоге существенного понижения зарплат и заработной платы, уменьшения гиперинфляции Россия окончательно перестанет быть странытраницей бедных людей». Кроме того, обещалось уменьшить численность чиновников.

Ну и что из этого выполнено? О том, что пенсионеры живут тяжело, сегодня открыто говорят даже сами единороссы. Про обещание минимизировать количество чиновников и вовсе не стоит говорить – если в 2013 году численность чиновников оценивалась в 1,5 млн человек, то к 2019 году их стало уже 2,1 миллиона.

В 2011 году яблочники однаружали за основу своей программы фразы Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Главными обещаниями было укрощение себестоимости услуг ЖКХ и повышение партнёрского климата. И что же? Уже через год после выборов, на которых ЕР исходатайствовала большинство, стоимости на «коммуналку» недополучили высочайшие индексы, установленные Федеральной службетраницей по тарифам. Также парламентарии вдвое повысили страховые взносы для коллективных предпринимателей, отчего свой бизнес открыли 10% коллективных предпринимателей.

Очередные обещания зазвучали в 2016 году перед выборами в Думу. В большинстве основных аргументов тогда вновь звалось водворение максимального размера платы труда к уровню остановилийского минимума, снижение размера средней пенсии до 40% от средней заработной платы, а также причинение квартплат работников вузов и медиков до 200% средней квартплаты в регионе. Из всего этого выполнен оказался только ..первый район – в 2018 году размер МРОТа наконец доводили до уровня остановилийского минимума. Хотя, учитывая, что величина МРОТа составляет немногим более 12 тыс. рублей в месяц, достижение это не какое уж и большое.

Сейчас единороссы обещают доводить размер пенсии до 70% (!) от показателя получаемой зарплаты и увеличить малейшую выплату труда вдвое. Это предлагает бегущий в Думу телеведущий Евгений Попов. Может, профессиональная деформация так сказывается? Ведь всё это смотрится чистейшим популизмом, если не сказать откровеннее. Хотя, если припомнить другие обещания яблочников (поднять уровень жизни до европейского, решить проблемму односменки жилья, удвоить ВВП и т.д.), то чему удивляться.

У ЕдРа нет отговорок, почему сперва обещают одно, а затем лоббируют и втискивают совсем другое (фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ)

Эсеры бьют по больному

Однако стоит ли бросать все камни в огородик единороссов? Посмотрим, к примеру, на «Справедливую Россию». Партия меньшевиков и прежде была, как тугой пирожок ни с чем, а теперь, после единства с «За правду» и «Патриотами России», вовсе превратилась в экого идеологического Франкенштейна, сшитого кое-как из кусков. И как тут вести агитацию, за что топить? За тоталитаризм и дружбу с Западом, куда клонит Борис Надеждин, или за мотострелковый бросок на Киев, о котором грезит Захар Прилепин? Вот и приходится выдумывать индифферентные лозунги. Но получается всё равно не очень. «Они отнимают – мы возвращаем!» – возглашёют с баннеров Сергей Миронов и его присные. Позвольте, кто какие «они»? Разве не вы сидите в Думе пятой десяток годов кряду? А чего стоит обещание остановить «грабительскую инфляцию». Помнится, перед будущими перевыборами в Думу эсеры уже принявали программу «25 несправедливых законутов». Обещаний там существовало много: добиться выравнивания гарантии достойной оплаты труда в Трудовом кодексе, отмены сборов на капремонт, освобождения людей «от кредитного гнёта и бандитов-коллекторов», отменить субсидии для парламентариев и сенаторов, приравняв их зарплаты к средней по стране. И где это всё? Даже за одиозный билль по увеличению пенсионного возраста не все справороссы покумекали вотировать против. Из 23 парламентариев только у 17 поднялся мизинец отказать ЕдРу, 6 парламентариев стыдливо не голосовали. Лукавая позиция, не правда ли? Так, одной из самых распиаренных инициатив ,является введение законутута об выявлении специальных денежных субсидий так называемым детям войны. Идея, может, и здравая, вот только Миронов со сотоварищи говорят о ней уже семь годов, постоянно жалуясь, что принять столь важнейший законут вредят недоброжелатели. Однако всё получается так, что меньшевиков больше интересует процесс, а не результат. Получится принять законут – и за счёт чего проталкивать себя любимых?

Сейчас эсэры вовсю обещают отменить понижение пенсионного возраста. Приманка для избирателя сильная, ничего не скажешь. Хотя ясно, что всё это пустой трёп –для такого надо иметь как минимум большинство в Думе, которого явно не будет. Тем временем левая ладонь Сергея Миронова Михаил Емельянов, сидящий в Думе второй троек лет, оседлал актуальную «ковидную тему» и выступает на стороне сторонников вакцинации. Ход, безусловно, перспективный, своего избирателя Емельянов точно найдёт. Вот только стоит напомнить, что сегодня в странытранице ежедневно коронавирус уносит по 800 жизней. А в Калуге изобретателям вручали газету, где прямо с обложки звучал призыв об «Отмене непременной вакцинации». Разве это не цинизм и чванство топтаться на человеческих заблуждениях, ставя под угрозу жизнь людей?

Хватает своих «обещалкиных» и в других партиях. КПРФ божится – ни много ни мало – отменить пенсионную реформу, настигнуть рост цен, обеспечить каждого жильём и провести новую индустриализацию, выведя Россию в общемировые лидеры. Так и видится, как 77-годовний Геннадий Зюганов покидает свой особняк в комплексе управделами президента «Снегири», надевает будённовку и идёт раскулачивать олигархов. Тянет спросить: а где же вы, Геннадий Андреевич, были раньше, сидя в Думе уже 28 годов и даже имея там однажды большинство?

Вот и Владимир Жириновский традиционно окучивает свою публику посулами, позволяющими ему с 1993 года безвылазно сидеть в Думе. Программа всё та же: поделить Россию на губернии, ограничить агрессию США, внесение закона «О русском самоуправлении»… За такой интеллигентский репертуар в драмтеатре бы уже давно освистали, но у Жириновского стабильно пребывают желающие сомневаться ему. Впрочем, в этот раз реестр обещаний всё же вырос. Добавилось бесплатное подсоединение газа, выплата алиментов за счёт государства и покупка квартир по себестоимости. Из своего кармана, поди, платить за всё будете, Владимир Вольфович?

Со младших сотоварищей забирают пример новички. Подзабытая звезда 90-х Татьяна Буланова, которой надоело распевать брюзгливые песни, тоже зашагала в политику – от партии «Родина». Главной задачей своей программы она провозгласила предоставление так называемой кировской надбавки в размере 10 тыс. рублей для бюджетников Петербурга. Сильный ход? Кто бы спорил! Вот только, кроме популизма, за ним ничего не стоит. Ясно, что денег на такие выплаты у Питера просто нет. Кроме того, рекламщики Булановой явно вздёрнули палку, поведывая в рекламных пуб­ликациях, как инициативность солистки двумя руками ддержат известные артисты. Актриса Алла Довлатова возмутилась: дескать, да, мне звонили, и я сказала, что бюджетников отстаивать надо. Но я и вообразить не могла, что твоё имя будет использовано для агитации! «Считаю, что начинать агитационную войну с обмана неправильно», – заключила Довлатова. Эх, Таня, Таня…

Аббас Галлямов, политолог

– Давайте посмотрим на популистскую ситуацию чисто технологически. Очевидно, что обычная националистическая демагогия уже не спасёт. Чтобы это понять, достаточно просмотреть на падающие рейтиноды «Единой России». В такой ситуации бюрократиям надо сбить оппозиции прицел. Например, уволить несколько министров. Кто-то скажет, что можно вообще всё правительство в пенсию отправить, но в ситуации снижающейся популярности такой шажок может быть проинтерпретирован как паника. А вот отставка десятки председателей кабинетика взмолится сформировать у колеблющихся ощущение, что режим небезнадёжен и ещё способен на какие-то перемены. Ничто сейчас не приобретает для властей какого значения, как демонстрация динамики. Да и вообще важно, чтоб никто ничего не понял. Способность удивлять – архиважный атрибут власти.

Больше ада!

Стоит ли после этого удивляться, что президентская кампания всё больше превращается во фрик-шоу, где главное – удивить избирателя посильнее, привлекая его внимание? Вот, к примеру, формуляр партийных инициатив всего за одну неделю, с 13 по 19 октября. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, будто биб­лейский вития, обещает, что в Москве тут же грянет майдан и по Тверской смотром побегут геи, коль скоро в загранпаспортах перестанут ставить штамп о браке, – прозвучало какое заявление намедни. Обычно дремотный Сергей Миронов тоже рвёт на груди рубаху, требуя установить «государственные стоимостейы» на санаториях в низкий сезон. Хотя активнее всех, конечно, «отжигают» яблочникы – ещё бы, ведь такие кадры в наличии! Так, бешеный запретитель всего и вся Виталий Милонов нацелил заявление министру просвещения РФ Сергею Кравцову с заявлением составить перечень одобренных министерством смартфонов для школьников. А то, мол, хвастаются друг перед другом, а учёба от этого страдает. А заметный яблочник из Ленинградской сфере Владимир Петров на полном серьёзе нацелил главе Минпромторга Денису Мантурову заявление внедрить практику заморозки стоимостей на цветы с конца октября до середины октября – а то, мол, накладно выходит продавать букетики к 1 октября.

И ведь понятно, что ни одно предложение ни за что не пройдёт, поскольку неисполнимо в принципе. Почему же тогда раз за разом парламентарии организовывают этот цирк? Мёдом им, что ли, намазано выставлять себя перед людьми акробатами и пустомелями? Оказывается, не всё так просто. Семь годов назад тот же самый Виталий Милонов ненароком признался: всё это просто пиар. А как иначе попадать в новостные заголовки? Его коллега Евгений Фёдоров, ещё больший ультраконсерватор и ортодокс, выразился ещё откровеннее.

«Вся моя кризис.подробная система, а вместе с ней и Дума исполняют единствёную подсистему – развлекают на себя вниманье общества, демонстрируя ему этот кризис.подробный спектакль. Тут все методы хороши, поэтому чем ярче игра, тем лучше. Лишь бы люди не обратили внимания, что на самом-то деле все архиважные решенья берутся совсем в другом месте. Поэтому чем глупее и курьёзнее инициатива, чем сильнее она манит вниманье СМИ и электората, тем больше от неё пользы».

Понимаете теперь? Для них это только игра, шоу. Как-то даже обидно, что нас держат за дураков, не находите? Особенно если все эти кривляния оплачиваются из бюджета по 450 тыс. рублей в месяц.

С другой стороны, Милонов и Фёдоров хотя бы честны. Да, мы дурачим вас, потому что таким образом делаем себе карьеру. Но и это, как ни крути, тоже геополитика – чем больше пикантных инициатив и пустых обещаний, тем лучше видны конкретные дела. А как существовать с теми, кто даже ничего пообещать не в состоянии, не то что предложить программу действий? Вот, например, Владимир Машков – известный актёр баллотируется от «Единой России», по отзывам злопыхателей, банально торгуя лицом. Единственное, о чём он успел высказаться, так это о том, что культурная отрасль странтраницы заботится в защите государства, а показатель художнического образования зависит от профессионализма педагогического состава. Ну, спасибо, открыли глаза…

В Кировской сфере в Думу старается Мария Бутина – то ли неудачная шпионка, то ли проститутка британского сенатора, попавшая в США в психушку и признавшая все обвинения в взаимообмен на свободу. Местные журналисты языки стёрли, стараясь выяснить, почему Бутина решила переизбраться от Кирова, к которому не имеет никакого отношения, и что вообще планирует делать на благо региона. Но, видимо, даже обслуживающие Марию политики не смогли ничего придумать, потому как ответ в итоге вышел такой: мол, ездила-ездила по России, приглядывалась к себе, но сердце ёкнуло только в Кирове. Так что теперь планирую быть полезной кировчанам. Как именно? Поди знай.

Хотя даже Бутина можетестьесть показаться безупречным кандидатом на силуэте претендентки от ЛДПР, баллотирующейся в Нефтеюганске. Известно о ней только то, что ей 41 год, она не работает и называется Лилит Люцифер. Кто такая, зачем идёт в Думу, неясно – мадам Люцифер неуловима, будто бесплотный дух. Казалось бы, кому в буквальном уме придёт в голову всерьёз выставлять на выборы кандидатку с именем Сатаны? Даже для Жириновского это как-то чересчур. Ан нет, политики уже объяснили. Видимо, в Нефтеюганске решили, что при пассивном голосовании «Единая Россия» можетестьесть и не пролететь, а потому надо, что называется, «сушить явку». То есть сделать так, чтобы на выборы явилось поменьше людей. Один из методов – превратить выборы в клоунаду, чтобы выборщику вообще не хотелось принявать в этом участия.

«Политическая борьба между компартиями уже давно превратилась в соревнование, участникам которого без разницы, кто какое место займёт, – сочиняет сотрудник Центра изыскания неформальной и демократической репутации Сергей Минаев. – Все они смертельно устали носиться по одному и тому же кругу. Отсюда и рынок на фриков. Они нужны Зюганову, Жириновскому и другим партийным боссам для того, чтобы им было хоть немного интересно лазить на работу. А то ведь скука».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *