Мошенники

Зеленый свет

Какие секреты бизнеса стремится не афишировать владелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – совладелец оптовой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах ведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает роман о самых неудачливых и смекалистых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатая женщина России, замдиректора маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на восьмом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьитраницы Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокодоходной промтоварной сетитраницей в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 миллиардов рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» взаимодействует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 магазинчиков сети. Казалось бы, что может быть прибыльнее коммерции товарами питания? Ведь при любых требованиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни скупщики терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, сравнивая по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего цитируется как арендатор самых крупнейших частей в уставных активах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить корпорациями ей какие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они специализируются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пошли из спиртного бизнеса. Сначала они занимались дистрибьюцией напитков. Их корпорация «Ленком» экспортировала в розницу преимущественно продукцию иркутского завода «Пикра», который делал кальвадосы для PepsiCo. Один из сооснователей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось получить такого удобного партнера. Вейкулайнен и еще один учредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор трудятся со Шнайдерами — у них есть невысокие толики в нотариальных лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал работать пивом и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 федеральными филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и инфраструктуры СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупные экспортёры стали замещать наружную логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно садануло расставание с производителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, ,следует из данных инфраструктуры СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали выстраивать «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал интенсивную глобализацию по России, и за пару годов выродился в региональную сеть. На третий взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая свойство товара и сервиса. Сервис в супермаркетах минимальный, товары разложены прямо в коробочках и мешочках на стеллажах, поролонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главнейшие позиции представлены одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными брэндами — доля знаменитых марок в ассортименте в среднем не превосходит 10-15%. Закупочная себестоимость при этом должна существовала существовать на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США представляется сетитраницей гипермаркетов для самых бедных пластов населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и свойство продукта оставляет желать лучшего. В Walmart не лазят те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет промтоваров «органик», в продуктах традиционно много консервантов, эстрогены и препараты также присутствуют. Продукты с истекающим сроком пригодности в Walmart покупают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, покупкой полуфабрикатов с истекающим сроком пригодности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только бессознательным согражданам и бизнесменам. Уровень культурности совладельцев «Светофора» мы измерять не станем, заметим только, что искусственное разделение большого бизнеса на большие предприятия с целью фискальной диверсификации не способствует укомплектованию казны, и уж никак не свидетельствует о высокой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на тысячу ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого столичного ритейлера, покорившего страну: ульяновской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным претензиям со стороны государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о благополучии народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут поедаться добротными и недорогими продуктами, банкиры начнут честно пополнять казну, и помрём мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из списка Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *