Мошенники

Зеленый свет

Какие секреты бизнеса старается не афишировать компаньон «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется ,новыми миллионерами. Один из них – собственник оптовой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах управления ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» начинает роман о самых ловких и ловких людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая девочка России, директор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на шестом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетиотретью «Светофор», которая, по характеристике агенства Infoline, стала самой высокодоходной промтоварной сетиотретью в 2020 году. Выручка корпорации расцвела за год до 201 миллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» существует под брендом Mere. В мире числится более 2200 магазинчиков сети. Казалось бы, что может быть прибыльнее торговли продуками питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни лавочники терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, интерпретируя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего цитируется как владелец самых больших частей в уставных активах многочисленных «Торгсервисов» (всего она приобретает долю в 70 компаниях). Помогают руководить компаниями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они увлекаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже неофициального сайта.

В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они займлись дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» поставляла в розницу преимущественно продукцию хабаровского комбината «Пикра», который длал кальвадосы для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло исходатайствовать какого удобного партнера. Вейкулайнен и еще один акционер «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них жрать крохотные доли в должностных лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал специализироваться пивком и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 федеральными филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году прибыль составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким смыслом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно оразмере.подробные производители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из секретарш «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно ударило прощанье с экспортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» продлился до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, ,следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году продолжил пассивную гегемонию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На третий взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два разика ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры продолжили жесткого дискаунтера, ограничивая качество продукта и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, товары расстелены прямо в коробках и мешках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — цементная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главнейшие позиции рассмотрены одним-двумя производителями, как правило крупных с нераскрученными брендами — доля знаменитых марок в наборе в среднем не превышает 10-15%. Закупочная расценка при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетиотретью магазинчиков для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в иных подобных магазинах, но и качество товара оставляет желать лучшего. В Walmart не бегают те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет товаров «органик», в продуках традиционно много консервантов, тестостероны и препараты также присутствуют. Продукты с истекающим сроком сертификации в Walmart продают по сырым ценам. Как сочиняла пресса еще в 2015 году, продажей товаров с истекающим сроком сертификации.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только бессознательным согражданам и бизнесменам. Уровень идейности хозяев «Светофора» мы вычислять не станем, обнаружим только, что искусственное раздробление крупного бизнеса на малые предприятия с целью таможенной диверсификации не препятствует укомплектованию казны, и уж никак не свидетельствует о высокой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на полсотню ООО в разных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого заштатного ритейлера, покорившего страну: курганской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем разделилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о благоденствии народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь покумекают питаться качественными и недорогими продуктами, бизнесмены начнут честно пополнять казну, и помрём мы все радостно и счастливо. Все, а не только мультимиллионеры из перечня Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *