ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью
Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая службетраница можетестьесть принесать право предварительных исковых мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в фирмы или ИП, где начата окружная финансовая проверка. Нельзя применять меру в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного течения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить стремительный и околовластный распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.
“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о повторных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службу (ФНС),— документ в предпоследние недели затрагивается с экспертным обществом и бизнесом.
Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС арестовывать финансовые счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена гостевая фискальная перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может получить право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать четвёртым лицам свое имущество, по цены изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе выездной проверки ограничения можетесть существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).
Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с несогласия таможенного органа) три вида активов.
Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, ценнейшие бумаги и «объекты дизайна служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на показателях объекты искусства), второй — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».
Из следующей оговорки явна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на свободную закупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит налогоплательщикам мгновенно притормаживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается процесс хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят кредиторы (в том большинстве банки), совладельцы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС досудебными мерами в расстройстве притормаживать тот довольно дорогущий для расхода процесс: сумму выведенных в таких ситуациютраницах активов в год в службетранице оценивают в 170 млрд руб., потери расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и бандитская скупка активов редко ведется по рыночным ценам.
Очевидно, что бесспорный судебный арест активов в руках ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права собственника перед внеплановой проверкой можно лишь решением сотрудника таможенного органа (прокуратуры ФНС) с согласия сотрудника или замглавы Федеральной фискальной службы. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС ипотечной гарантии на свердель претензий, полноценным оказанием в залог драгоценных бумажек или имущества (ст. 73 НК), обязательством второго лица.
«Арестованные» в каком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права госсобственности и залога, нет.
Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк предстоящей районной проверки) в интересах вторых лиц издаются ФНС на своем сайте.
Такие полномочия ФНС ослабляют концепции госбюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с плательщиком в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось воздать в залоод имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооди новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных условий для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по обращению взыскания на имущество должника» и действует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное законодательства к глобальным практикам регулирования баланса публичных и отдельных интересов».
Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решенью суда фискалы принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разделение «криминальных» и «деловых» киносценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у сепаратистов нет судебных претензий.