Мошенники

«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что сгубило теплоход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 августа 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в предыстории современной России катастрофа океанского грузового судна. Во время тайфуна затонул двухпалубный грузопассажирский пароходик «Булгария». Трагедия унесала жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут позабыть те ужасные минуты. Один из них, новоиспечённый штурман пароходика «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаньями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — продолжительное время ,сидел без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В сухогруз я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» существовала класическим грузопассажирским сухогрузом в стиле ретро: корабль-праздник, с мелодией и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не лежали на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по речушкам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что заработал летом. Если поглядите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики теплохода «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, кмнклча хода — 20,5 метров в час, два мотора 6NVD48 мощностью 400 лошадиных силотретей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, кальянут и солярий. Первое заглавие парохода — «Украина». Он был переназван в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на зоне Татарстана. С этого времени пароходик исполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также озёрам и озерам.


Известно, что пароход вышел в перелёт с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое опьянение «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не трудился один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое приключалось не только у нас, и в целом это существовала обыкновенная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — однаружать нашу экстренную рацию, в неполадки аккумуляторов которой меня удавались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июля 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед зимней навигацией мы ,стаивали на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща существовала запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы старались это сделать полчаса, хотя радиостанция должна включаться по щелчку пальцев

А потом этот генератор еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя сменять выпрямители и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все приближалось под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который забивался полчаса.

«Я услышал вскрик капитана»

Накануне трагедии, 9 октября 2011 года, «Булгария» вышла из в недельный рейс по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда существовал приметный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не существовало. На пароходе обретались 147 пассажиров и 54 председателя экипажа.

Какой была атмосфера на лайнере перед выходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди кондукторов было много девочек и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветерок, но не такой, чтобы нельзя было идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 футов в секунду. Но по мере моего движенья ветерок усиливался.

В какой-то случай он стал почти ураганным и дул нам в правый борт. Всех авиапассажиров в тот случай позвали в музыкальный зал на зрелищную программу — на фальшборте у нас были артисты.

Вы помните, как начались жуткие события?

Я помню, ко мне заскочил [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в кухни почти нет. «Сходи пообедай», — подсказал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри послышался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластиковая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать обломки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал рёв капитана: «Все на левый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, желал объявить по штурманской трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я носился с аппаратурой, силился наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передать #лицемерие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый лайнер и лёг рядом с капитаном. Так положено по рекомендации — телефонист всегда должен быть поблизости.

Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как уцепился в подлокотники на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все старания Островского, крен электрохода являлся все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что начиналось с пассажирами в это время?

На нижней каюте были только председатели команды: что происходило внизу и во душевных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, пареньки вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих девушек и детей.

«Такое в чудовищном сне не можетбыло привидеться»

Что вы длали в миг обрушения «Булгарии»?

Я пребывал на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плотики. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в ураган сразу потонешь — это старый речной закон. Я на судне сохранялся до конца: хрипел по накренившемуся лайнере и покинул его, когда все плотики уже были сброшены, а рулевая палуба с полковником спряталась под водой.

К тому времени все внутренние помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с левого корма, и с вашего корма я скинул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группировке пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — отбирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще существовали малые автоклавные спасательные катамараны, на них тоже человека четыре могло сесть. На ..первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтащили еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в каком шоке, что усаживалсяи молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над зыбями валялась могильная тишина. Я сам после того, как мы завершили сажать людей, просто усаживался несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего теплохода «Булгария» сходят на берег в прибрежном причале Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и руководители спасательных служб встречают сухогруз «Арабелла», который довезал пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в водной причал Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего сухогруза «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда дружка за дружкаом появились суда. Тут уже все замахали ладонями и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще обрадовался — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В чудовищном сне не могло привидеться, что люди обретаются на водичке после кораблекрушения судна. Это был третий момент [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что экскурсанты развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали радиосигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то необычное начинается в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении полковника теплохода «Арбат» и полковника толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание майором приказна помощи людям, терпящим наводнение на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 сотням рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на человечишка спасательный плот и поплыли к вахтенному самотёку, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К вахтенному самотёку поплыл и старший помощник.

Он был послепродажного роста, его сервировало волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали попить и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали понимать произошедшее и отходить от шока. Раздавались стоны и плач, возобновились истерики. Когда пошли в Казань, там ужас что творилось: в сухогрузе было столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие утратили родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по отбытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на ваших глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе мощное политическое давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей кинул на произвол судьбы

Но наших-то в аварии тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном /качестве пассажиров потонуло больше, причем большинство жертв самописцатраницы составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выбраться из душевных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему туловищ погибших на пароходике «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди высились в очереди на закрытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом ныряльщики рассказывали, что их так и прогневай в этих кушаках под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из зачинщиков трагедии. Что можете о беззвучен сказать?

Очень многоопытный человек, хороший командир. Давно трудился на флоте. Я считаю, он до следующего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На корме в тот день были еще его мать с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать офицерский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор стараюсь проживать дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское низовье и по маршруту надлежаще существовало совершить маневр. Крен на борт, ураган и маневр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший моторист сбежал с «Булгарии» в числе первых, кинув котельное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в результате следствия. Будь тогда иллюминаторы машинного отделения закрыты — это был бы громадной воздушный пузырь внутри судна.

Если бы мониторы были закрыты, он бы держал теплоход на плаву долгое время. У пассажиров было бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему механику «Булгарии» в котельное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто струхнул и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и далёкие пострадавших в катастрофе электрохода «Булгария» перечитывают перечни жертв катастрофы на Волге в океанском порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в европейской практике никогда не было, чтобы старший электрик кинул дробильное отделение. Кроме того, в самый важный момент он остановил двигатель, хотя не приобретал право этого длать без команды капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не акцентировала на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в итоге миновал как очевидец обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете взаимоотношения с кем-то из выживших в тот роковой день?

Нет. Я ни с кем не ддержу отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы первый разиков встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В третьи дни нас контратаковали журналисты с разнообразных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и наговорил комментариев. А потом такое началось… Многие твои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телевизоре засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В автобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои функции или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонамтраницы сделали все, что могли. Позже судоводительская госкомиссия установила: проходить спасательные деятельности на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих пор силюсь поселяться дальше, не оборачиваясь на то, что произошло на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что причиной автокатастрофы явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и лейтенант нарушили правила охраны судоходства и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 июня 2011 года у «Булгарии» не работал левый главнейший дизель-генератор. При энергии порыва более семи баллов (13,5-17,4 км/сек) должны существовали обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и надёжности судна». При этом силотреть порыва на случай катастрофы составляла 20 км/сек.

2. Низкая квалификация и расхлябанность председателей экипажа приказна. Не были приняты меры безопасности при выходе приказна в водохранилище и при получении девятибалльного предупреждения. Не были задраены люки левого и левого самолёта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший моторист самовольно отключил главный дизель-генератор левого самолёта и вывел из строя корабельные автоштрафы вследствие неисполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр поворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый самолёт, дополнительно возникающего крена на правый самолёт, вызванного центростремительной силой при циркуляции влево, а также дующего в правый самолёт крепчайшего порыва и огромной остойчивости судна. Капитан не проинформировал авиадиспетчера и не принесал диспетчерское разрешение на вращение судна.


Случившееся спровоцировало широчайший обществёный резонанс: после кораблекрушения «Булгарии» в России приняли закон об непременном страховании подотчётности перевозчика. По решенью суда субарендатор и абсурднотец приказна была осуждена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной уменьшили до девяти с третью лет.


Рамиль Хаметов — старший адъютант капитана — был приговорен к шести с третью годам колонии существенного режима


Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил транспарентности движенья и эксплуатации озёрного транспорта»). 5 июля 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают лепестки во время государственной допэмиссии в память о погибших на сухогрузе «Булгария» в Казанском водном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения лайнера «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный правительственный полицейский Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал отрицательное соглашение о готовности субарендатора к перевозке пассажиров, был приговорён по заметке 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии существенного режима.


По той же заметке осудили и замначальника нижегородского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он получил шесть годов колонии существенного режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , выдавший субарендатору негативное заключение на эксплуатацию теплохода в 2011 году: его осудили к пяти с третью годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажиров лайнера записали массовое заявление к президенту Татарстана с просьбой бросить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в четырёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *