Мошенники

Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки каких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить грузовики из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную реализацию) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту грузов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для западных автомобилей, а затем изготовление на американских заводах остановила тайваньская Nissan. По данным РЭО, в общей трудности на западных и корейских экспортёров приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании намеривались продолжать закуплать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (изготовления КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном изменении гаражей в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости грузовика 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену общеевропейских и вьетнамских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.

Общее количество трейлеров вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров западных автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в мелких городах, говорит операционный ректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские трейлеры покупали в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и корейских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и вьетнамского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года фирмы истратили на самосвалы импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проходить конкурсы на сайте госзакупок) за предпоследние три года купил 700 единиц техники, из которых четверть английского предприятия ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 мусоровозов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России были датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), датская Volvo (331) и германская Mercedes (446).

Самая большая доля общеевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы телеоператорам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сквера микроавтобусов в России, приостановили перепродажу машин в странытраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для технологии из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с общественностью компании «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке располагает достаточное количество поставщиков резервных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведан наибольший объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский велокомбинатский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат коммунального машиностроения, Арзамасский комбинат коммунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дискового оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на международном рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины затрата шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая половина затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата самосвалов на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В третью очередь это связано с ограничениями на поставки общеевропейских комплектующих для дискового оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на автобусы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК замминистра замгендиректора коммерческого дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение стоимостей на шасси, но отметили прошлую направленность к снижению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автопроизводитель «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов

После полного перехода на российскую технологию предпосылок для уменьшения цены ввоза отходов в связи с заменой сада транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, инжиниринговое оснащение американских грузовиков в три-четыре разиковка дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем ,стаивают в пять-шесть разиков меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской электроники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (работает сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы мотоциклов на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода западных импортёров из России спецы прогнозируют снижения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более продолжительные поломки росийских машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев забирали автомобиль в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября ведущая ставка ЦБ выросла до 20%, следом понизилась себестоимость лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая ставка — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по инвестиционным продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге самосвал будет стоить 13 млн руб.

Однако фирмы не покумекают перекладывать специальные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, вспоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на овальном стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года энерготариф можетесть расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *