Мошенники

Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить грузовики из южных стран. Об этом РБК пересказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на переправку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для восточноазиатских автомобилей, а затем производство на международных заводах задержала вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в общей сложности на восточноазиатских и китайских поставщиков приходится 3,8 тыс. грузовиков в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались продолжать закуплать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на росийские (изготовления КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости микроавтобуса 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену общеевропейских и тайваньских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество самосвалов расцветёт на 20%, так как у поставщиков в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит операционный ректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные микроавтобусы поставляли в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо восточноевропейских и корейских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту госзакупок, с 2017 года компании затратили на микроавтобусы экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проведять конкурсы на сайте госзакупок) за последние три года прикупил 700 единиц техники, из которых спискамтраница зарубежного производства ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 трейлеров на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России были норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и французская Mercedes (446).

Самая значительная доля западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в тех пяти регионах.

В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера трейлеров в России, приостановили покупку машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит куратор по связитраницам с публикой компании «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется необходимое количество экспортёров запасных половин от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен наибольший объем автобусов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как переменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на американском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В затраты машины себестоимость шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная часть затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость микроавтобусов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В третью очередь это сплетено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для неповоротного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу стоимостей на автобусы на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК зам замдиректора оптового дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение стоимостей на шасси, но пометили истекшую концепцию к уменьшению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит зампред совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его оптовик «МАЗ-РУС» в ноябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов

После полного перехода на российскую электронику предпосылок для снижения рентабельности ввоза отходов в связи с заменой парка транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, диспетчерское оснащение американских мусоровозов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской технологии будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, показывает пресс-служба «Ситиматик» (увлекается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на инфраструктуре «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у западного шасси — семь—десять годов.

После прихода азиатских потребителей из России учёные прогнозируют повышения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности полиэтнических машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев брали автомобиль в лизингополучатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце декабря ведущая ставка ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась затрата лизингополучательа: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингополучательовая ставка — до 16–19%, ожидает замдиректора по лизингополучательовым полуфабрикатам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге микроавтобус будет стоить 13 млн руб.

Однако компании не смогут складывать дополнительные бюджеты на клиентов. Тарифы на переработку мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на округлом стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *