Мошенники

Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и прихода ряда компаний

В течение пяти годов диспетчеры по ввозу отходов должны полностью заменить грузовики из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; возглавляет помойную реализацию) Денис Буцаев.

После начала зачистки на Украине ЕС ввел ограничения на доставку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для западных автомобилей, а затем производство на росийских комбинатах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в существенной специфике на западных и тайваньских экспортёров прийдется 3,8 тыс. трейлеров в России, или 25% рынка.

До введения санкций корпорации собирались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (изготовления КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену восточноевропейских и вьетнамских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество прицепов вырастет на 20%, так как у импортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов восточноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит операционный замдиректора фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы понадобится заменить на большее количество машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие английские грузовики закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо общеевропейских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника вьетнамского и вьетнамского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно интернету госзакупок, с 2017 года фирмы затратили на прицепы импортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проходить конкурсы на сайте госзакупок) за предыдущие три года прикупил 700 единиц техники, из которых треть английского изготовления себезатратой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 микроавтобусов на шасси английской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себезатратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и германская Mercedes (446).

Самая большая доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по ввозу отходов в этих пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера самосвалов в России, приостановили закупку машин в страну из-за начала зачистки на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало вывозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит куратор по связям с публикой фирмы «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, азиатские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке располагает недостаточное количество импортёров резервных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен оптимальный объем автобусов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и стеллажного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины цена шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая половина затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость прицепов на территории «КамАЗа» возросла на 15–20%. В третью очередь это вяжено с ограничениями на закупки общеевропейских комплектующих для стеллажного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту стоимостей на самосвалы на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., узнал РБК заместитель директора коммерческого дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение стоимостей на шасси, но отметили прошлую динамику к повышению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его оптовик «МАЗ-РУС» в феврале пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем моменте к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на цене ввоза отходов

После половинычного перехода на зарубежную технику концепций для сокращения затраты вывоза отходов в связи с заменой сквера автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, диспетчерское оборудование росийских прицепов в три-четыре разика дешевле, чем у европейских, а резервные половины в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (займется сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода западных производителей из России спецы прогнозируют повышения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые аварии росийских машин уменьшат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев забирали автомобиль в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября основная доходность ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась себестоимость лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная доходность — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по лизинговым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге грузовик будет стоить 13 долл руб.

Однако корпорации не покумекают перекладывать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на рекультивацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *