В России стартовала масштабная контрреформа подсистемы госзакупок
Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у улучшений кушать второе дно, грозящее перечёркать благие желания законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых динамичных структураниц американского законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная доработка прошла в 2014 году. Она в том большинстве в разы увеличила колличество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь большое разнообразие, по предположению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает формированию конкуренции и создаёт институциональные зацепки для заключения коррупционных контрактов.
Именно поэтому к главнейшей новелле первой реформы, вступающей в энергию с начала 2022 года, относится увеличение большинства конкурентоспособных методов покупок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые поставки и поставки у единственного экспортёра будут и далее проводиться в сноской форме.
Кардинально уменьшится количество документов, необходимых при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при полузакрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.
Вводится неделимая универсальная системтраница повторной квалификации участников всех торгов, начальная себестоимость которых превышает 20 млн рублей.
На сегодняшний день для каждого вида госзакупок действуют свои специальные условия для претендентов на победу. После вхождения в силу поправок участники всех торгов и торгов должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за предыдущие три года. При этом стоимость исполненной ранее купли надлежаща состовлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.
Считается, что предквалификация исключает участие в торгах некорректных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обогнуть этот заслон.
– Например, при подготовленности к торгам в сфере дорожных капремонтов и дорожного строительства покупатели укрупняют фунты до деньги в 50–100 миллиардов рублей и выше. Тем самым на запуске отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма деятельностей ресурсами, – пояснил «Октагону» деятельностейающий в этой сфере представитель финансовой компании.
Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём разгосударствление лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга базарах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с спроса маргаритинских вратарей и отдать заказы аффилированной структуре, эксперимент работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.
Ещё одним нововведением станет снижение непременной толики продаж у предикатов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый участок нацелен на формирование малого бизнеса и макроэкономики странтраницы в целом, организаторы спроса сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что понижение необязательной доли продаж у субъектов малого предпринимательства повысит котировка этого теневого бизнеса.
– Если из этих 25 процентентов до конкретных малейших предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирмочек останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов провоцируют скрытые вопросы реформы. Пока организаторы рынка силятся осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к оснастке институциональной институциональной базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на региональном портале проектентов подзаконных юридических процессов проектент поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной доле покупок продуктов американского происхождения» и № 2014 «О максимальной непременной доле покупок росийских продуктов и её достижении заказчиком».
В частности, представители Минпромторга предлагают аннулировать ограничения на поставку для нужд органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (жидкокристаллических лазеров). Они разворовываются в подсистемах полуавтоматической переработки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и волоконных переносчиков данных и аппаратов натуральной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году целесообразность введения ограничений на продажи импортных запоминающих устроений и прочих устроений хранения данных, представители Минпромторга говорили, что такой шажок необходим для обеспечения охраны кризисной энергоинформационной инфраструктуры страны.
Ожидается, что из дискриминационного списка будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но изготовление полиэтнических мобильных мобильников так и не было развёрнуто.
В проекте поправок тот участок заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, приспособления и фотоаппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая электрооборудование телекоммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их количество входят первые приспособления: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том большинстве с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, использующие длинноволновый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентовентов товаров из этого списка будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентовентов.
Помимо отмены квот на поставки зарубежных агрегатов ИВЛ, смягчены квоты на продажу другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант бланка обязывает за счёт бюджетных средств экспортировать для клиник в 2021 году не менее 30 процентовентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект доработок уменьшает те цифры до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.