Мошенники

Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная реализация системтраницы госзакупок

Участники рынка поддержали её со вежливым оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более непрозрачными и динамичными. Но у нововведений жрать второе дно, грозящее перечеркать неблагие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых нескладных систем полиэтнического законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве моментов они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная коррекция прошла в 2014 году. Она в том количестве в разы увеличила количество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь громадное разнообразие, по воззрению участников рынка, лишь запутывает, вредит становлению конкуренции и создаёт нормативные лазейки для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, относится снижение большинства нестостоявшихся способов поставок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые поставки и поставки у единствёного поставщика будут и далее проводиться в целлулоидной форме.

Кардинально уменьшится число документов, целесообразных при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых конкурентоспособных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.


Вводится неделимая универсальная подсистема этаподобной квалификации участников всех торгов, начальная стоимость которых превосходит 20 млн рублей.


На нынешний день для каждого вида продаж воздействуют свои дополнительные условия для претендентов на победу. После введения в силу корректировок организаторы всех торгов и торгов должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за первые три года. При этом расценка исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах нечестных субподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить тот заслон.

– Например, при подготовленности к базарам в сфере дорожных капремонтов и дорожного строительства клиенты трансформируют фунты до суммы в 50–100 рублей рублей и выше. Тем самым на проявлененте отсекаются фирмы, не обладающие целесообразными для такого объёма работ ресурсами, – растолковал «Октагону» работающий в этой сфере представитель торговой компании.

Такой метод используется и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся мэрией Санкт-Петербурга торгах по закупке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило госслужащим вытеснить с рынка маргаритинских голкиперов и отдать спецзаказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии доказывали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет уменьшение общеобязательной доли покупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предпоследний район нацелен на становление малого бизнеса и промышленности страны в целом, организаторы рынка верят и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение общеобязательной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства понизит рентабельность этого теневого бизнеса.

– Если из этих 25 процентов до объективных малых предприятий закрутится хотя бы 10, а у аффилированных фирмочек останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов провоцируют скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка пытаются осмыслить обширные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к коррекции подзаконной институциональной базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном телепорте проектов институциональных институциональных актов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной доле покупок промтоваров полиэтнического происхождения» и № 2014 «О максимальной общеобязательной доле покупок росийских промтоваров и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на поставку для надобностей органов власти лазерных диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они используются в системах полуавтоматической переработки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, половин устройств сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и волоконных носителей данных и бензобуров искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году целесообразность введения ограничений на покупки дефицитных запоминающих устроений и прочих устроений хранения данных, руководители Минпромторга говорили, что какой шажок необходим для обслуживания безопасности кризисной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из запретительного перечня будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетиотретей связитраницы или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентовента будут отечественными. Но производство полиэтнических мобильных телефонутов так и не было развёрнуто.

В проекте корректировок этот участок заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устройства и радиоаппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в беспроводных или бесбеспроводных сетитраницах связи». Согласно правительственному классификатору, в их число воходят нижеследующие устройства: прочие мобильные аппараты, машинописные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентентов товаров из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных приборов ИВЛ, смягчены квоты на продажу другого врачебного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств поставлять для лечебниц в 2021 году не менее 30 процентентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок увеличивает те цифры до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых других видов врачебного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *