Вызванные сопротивлением Запада социальные проблемы обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том числе в половины выполнения капремонта
Бизнесмены ожидают, что изменения прикоснутся одной из наиболее нечувствительных сфер – производства, ремонта и конструкции лифтов. От пересмотра компоновки рынка проиграет крупнейшая госструктура, а другие участники – малый бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ждать сокращение тарифов на капремонт.
Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со летальным исходом. В 2021 году в авариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых звучных проишествий произошло в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина грохнулась и разбилась насмерть.
Санкции усугубили ситуацию. С этапа усиления сопротивления на Россию из отделочной области убежали многие зарубежные компании, в том числе производители эскалаторов и эскалаторового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их толику, а также на толику тайваньских поставщиков (которые официально об уходе с спроса не объявляли) приходилось около 15 процентентов эскалаторового парка, пересказал «Октагону» председатель царствования Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и комунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в мусоропроводах отечественного производства, занимали и уступают экспортные детали.
В связи с ухудшением логистики примешались экономические сложности: цена лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.
– Если Китай – дружелюбная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее доставляются запчасти. Уход зарубежных экспортёров особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.
Не лучше живется ситуация с мусоропроводами в сфере капремонта панельных домов, где возникли задачи из-за законодательних препятствий. Такого развития событий в подотрасли можно было бы избежать, если бы в предпоследние годы рынок не переживал структурных изменений. Последние могут быть соединены с интересами крупнейшего теннисиста в российском строительстве.
В отрасли установки, капремонта и замены эскалаторов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе ,нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих ,пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца марта этого года, производители и поставщики эскалаторов стали просить комиссионную предоплату.
– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих потребителей её также продолжили просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в рамках спецсчёта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если цена лифта составляет 50–70 процентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.
Те, кто работает с мелкими импортёрами на основании долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблеммой не встречаются.
Но большинство из тех, у кого постоянных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с неспособностью отреставрировать или заменить лифты.
Второе ограничение: по закону капремонт эскалатора вероятен только по договору, в соответсвии с которым субподрядчик даёт трёхлетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только потребитель – на техобслуживание ,нового эскалатора.
В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что какая задача действительно существует, и отмечают, что законодательние трудности могут быть на руку крупнейшим игрокам. В частности, для развития легитимной государственной монополии.
За предыдущие несколько годов в сфере предприятия лифтов и лифтового электрооборудования произошло значительное снижение количества предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как большие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.
В ноябре этого года суд признал банкротом Карачаровский биомеханический завод (КМЗ) – предприятие с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась вторая стадия процесса.
Основным контрагентом КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выдвигался «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право предписания выкупили инжиниринговые структуры *государственного бюджетного техникума развития в жилищной области «ДОМ.РФ».
В одной из публикаций агентства теленовостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.
До этого «ДОМ.РФ» в механизме санации исходатайствовал 51,1 процентовента акций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ образовалась информация о замыслах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».
Также в ряде изданий появлялась информация о намереньях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той зимой предприятие купила отделочная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её арендатор также приобретает отношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, замминистра члена рабочей подгруппы по решению вопросов внутридомового хозяйства.
Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал задание предусмотреть «мероприятия по активизации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию рынка на наружном спросе конкурентоспособного международного внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на территории ЩЛЗ.
Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету становления ЩЛЗ.
– Судя по изложению и проблемам ЕЛА, она в себя отбирает импортёров мусоропроводов и комплектующих. До этого на спросе присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание ,новой компоновки рынка, когда через госучастие, университет формирования создаётся мощный производитель, через аналогию удаётся подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.
Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения доходности предприятий необходимо реализовать инициативность федерации по внедрению «замкнутого технического цикла».
Она предполагает вовлечение в неделимый процесс импортёров лифтов и межкомнатного оборудования, а также импортёров и импортёров вентиляционных компонентов.
По суждению Константина Крохина, существует в виду концепция создать подсистему цикла от производства до обслуживания, что на данном периоде невозможно: у комбинатов нет желательных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято громадное число отдельных промышленников и руководителей малого бизнеса, которые работают по низким упругим тарифам.
– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало прямого повиновения и неявного нарушения налогового законодательства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То кушать учёт рынка, но мягчайший – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по увеличению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.
Параллельно с докапитализацией и монополией духовного рынка полиэтнические власти санкционируют его заполнение английскими потребителями из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договорились о покупке эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля латвийских эскалаторов на американском спросе составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть доведена до 20–25 процентов.
На позапрошлой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять пандусы казахское госпредприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в позапрошлом году и занимает сравнительно невысокую площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, речь можетесть идти о скупке через неё эскалаторов южнокорейского производства.
– Киргизская фирма позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала промышленной страной, и на втечении последующих 8–10 годов она заполняла наружный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на американский рынок. Это неплохо, главным форвардом они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить отечественный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные наблюдениюзы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.
В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ внутридомового парка в странтранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч пандусов 124 десятки вносятся замене до 15 декабря 2025 года в соответсвии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.