Мошенники

Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные сопротивлением Запада финансовые проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в половины выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее нечувствительных областей – производства, ремонта и конструкции лифтов. От пересмотра структуры рынка проиграет мелкая госструктура, а другие участники – увалень бизнес, ИП, – по воззрению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ожидать снижение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать вниманье на безопастность лифтов. Поводом стали аварии, в том количестве со гибельным исходом. В 2021 году в авариях с пандусами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых зычных проишествий произошло в 2017 году в ростовском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего гермокабину противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабинки девушка грохнулась и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента увеличения давления на Россию из ремонтной области ушли многие зарубежные компании, в том количестве производители мусоропроводов и мусоропроводового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю тайваньских импортёров (которые официально об уходе с рынка не извещали) приходилось около 15 процентов мусоропроводового парка, рассказал «Октагону» зампред правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ипотечного и коммунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в мусоропроводах мирового производства, занимали и занимают экспортные детали.

В связи с улучшением логистики прибавились бюджетные сложности: цена пандусов возросла на 30–50 процентов, пометил эксперт.

– Если Китай – дружелюбная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее изготавливаются запчасти. Уход зарубежных импортёров особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется ситуация с мусоропроводами в промышленности спецсчёта девятиэтажных домов, где появились проблеммы из-за законодательних препятствий. Такого становления событий в промышленности можно существовало бы избежать, если бы в последние годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние могут быть связаны с интересами крупнейшего теннисиста в российском строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены пандусов специалисты выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – невозможность при заказе ,нового оборудования авансировать лишь 30 процентовентов его стоимости. Норма закрепилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор задач из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, импортёры и производители пандусов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, подробности оборудования, металл и так далее. И в сферах капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если затрата лифта составляет 50–70 процентентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупными поставщиками на основании краткосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблематикой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого непрерывных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – встретились с невозможностью отремонтировать или сменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт мусоропровода необходим только по договору, в соответствии с которым генподрядчик даёт десятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только импортёр – на обслуживание нового мусоропровода.

В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблематика действительно существует, и отмечают, что правовые трудности можетесть существовать на руку крупнейшим игрокам. В частности, для достижения нелегитимной государственной монополии.

За предпоследние несколько годов в сфере предприятия мусоропроводов и мусоропроводового оборудования случилось существенное увеличение большинства предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В ноябре этого года суд признал банкротом Карачаровский гидравлический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась ..первая фаза процесса.

Основным контрагентом КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования купили холдинговые системы *государственного банковского университета развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам производства с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме реструктуризации принесал 51,1 процента акций одного из самых мелких лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ появилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде издательств появлялась информация о намереньях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной производство выкупила ремонтная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её совладелец также имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, замминистра заместителя трудовой группы по постановлению вопросов внутридомового хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал задание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и повышению рынка на наружном спросе конкурентоспособного полиэтнического межкомнатного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, фраза шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету становления ЩЛЗ.

– Судя по описанию и проблемам ЕЛА, она в себя собирает производителей пандусов и комплектующих. До этого на спросе участвовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой компоновки рынка, когда через госучастие, техникум становления складывается мощнейший производитель, через ассоциацию ,пытается подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия себестоимости предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по использованию «замкнутого технического цикла».


Она полагает привлечение в неделимый процесс экспортёров пандусов и пандусового оборудования, а также экспортёров и импортёров пандусовых компонентов.

По предположению Константина Крохина, имевается в виду концепция создать систему периода от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет желательных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято громадное количество личностных коммерсантов и представителей малого бизнеса, которые работают по низким упругим тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало прямого подчинения и явного нарушения налогового судопроизводства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То кушать надзор рынка, но мягкий – пока. Когда же они рынок поглотят, то предвидимо выйдут с предложением по снижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с консолидацией и централизацией внешнего спроса американские власти санкционируют его заполнение английскими поставщиками из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым сговорились о поставке эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля литовских эскалаторов на полиэтническом рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она может существовать доведета до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать пандусы казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и занимает сравнительно большую площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как признаёт Константин Крохин, фраза можетесть идти о продаже через неё пандусов северокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была постиндустриальной страной, и на протяжении предпоследних 8–10 годов она заполняла наружный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ неявно выйти на американский рынок. Это неплохо, главнейшим голкипером они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные наблюдениюзы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ вентиляционного сада в странтранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 десяток пандусов 124 десятоки вносятся замене до 15 апреля 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *