Мошенники

Мусорный капитал

Губернаторы силятся делать деньги на контрреформе утилизации отходов и заводят её в тупик

В последнее время строительство комбикормовых комбинатов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусоросжигательный комбинат можетесть не только помочь решить проблему утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных *государственных субсидий.

Самым крупнейшим футболистом здесь явлется аффилированная с «Ростехом» фирма «РТ-Инвест». Также ощутимую роль в создании будущего спроса транспортировки мусора играют чиновники. Кто-то удаётся пролоббировать постановления в выгоду инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или перераспределение их в другие отрасли.

О загадках вокруг МСЗ можно пересказывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень значимый факт: даже если все данные проекты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом бюджеты на строительство МСЗ понадобятся колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше миллиарда рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они высчитаны на самовозгорание 18 долл тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть быть сожжён с зрнити зрения экологической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на те цифры, появляется вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько грохота было вокруг раздельного сбора, сортировки, использования вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году предполагается снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт проектирование новых космодромов для складирования отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единствёным новаторством станет состав акционеров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки взяли под свой учёт бандитские структуры, связанные с мэрами гектородаров, причём, как правило, небольших, или главами деревенских районов. И ничего чудесного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию больших гектородаров можно существовало не зацикливаться этой темой (они выделяли земли под более непривлекательные предметы – коммерческие центры и панельные комплексы). А уж до уровня апанасенковцев мусорно-свалочная тематика не поднималась продолжительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали рискованными полимерами протестов, то ли бизнес общероссийского и общероссийского масштаба разглядел на помойном рынке колоссальный поток денег, который растекается в каких-то странных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты спровоцированы или раздуты с помощью вероятных помойных подрядчиков – вопрос отдельный. Так или иначе, но тематика свалок теперь на личном контроле у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пошли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример вторжения межрегиональных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография всплыла в публичное поле благодаря судебному делу против новоиспечённого мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – биография там гораздо шире и просит различного рассказа. Так или иначе, но вскролись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же модели воздействуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске была местная свалка, которую обслуживало федеральное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на свалке была чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого этапа не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились районные власти, и муниципалам было экстренно приказано вывозить мусор за 36 километров от гектородара на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько изорвали контракты, что привело к помойному коллапсу – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако районные власти быстро изведи искупителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус краевого оператора по заявлению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» уставили передним количеством заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным примирителем между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подмахнуло контракт о безвозмездном внедрении свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом следующий в качестве выплаты выпадающих дивидендов исходатайствовал из краевого бюджета субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области было стащено указание проложить к полигону тротуар за муниципальный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством региональных сановников. Но самое главное – от этих пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмы освоили бюджетные деньги да ещё принесали денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен следк сговора региональных сановников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на возведение ,нового космодрома. Однако мэрия ,нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что компоненты проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт сужения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с фильтрацией и утилизацией отходов мэрия градоначальника Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях показываются всё новые известия о стихийных свалках в особенности Северной столицы. Власти взялись бороться с нарушителями эксперимента штрафами и даже судебными делами. Причина именуется следующая. Юрлица и ИП заключивают контракты на вывоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают безнравственных подрядчиков, которые грузят грузовики где им заблагорассудится. «Точечные» помойки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по известиям местных СМИ, образовались долины повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не намереваются ликвидировать даже помойки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт региональных средств. Но встаёт другой вопрос: куда же всё-таки будут перевозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной либерализации, каждый субьект РФ надлежащ аккумулировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал полигоны Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в нехватке водоей под полигоны в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в реализации помойной либерализации и можетбыл бы снова выменять для себя исключения. Однако бюрократии городка не желают отдавать денежный поток в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *