Мошенники

«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин узнал Sobesednik.ru о объективной ситуации на полиэтнических дорогах

Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикризисный турнир по росийским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуациютраницу на росийских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы преступности на международных дорогах?

— Около 100 триллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, ясное дело — это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными отраслями экономики.

— Что вы размышляете о звучной предыстории с задержанием замначальника красноярского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивленье хоромами командира Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе есть такие хоромы – у командира ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России работники контролирующих органов выходят на работу не законуты блюсти, а зарабатывать.

По концепции следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или других глинистых грузов беспрепятственно передвигаться по Ставрополью. Что вообще за модель с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть быть невыгодна только клиентам и работникам контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В минувшем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного проектирования — Министерство транспорта. А функция Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.

Владимир Матягин

— И хочет уплатить за отделочные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая расценка принуждает перевозчика привозить стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё мелькало так: пешеход недополучил «осевую нагрузку» — и заплачал милиционерам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки стеклись к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом завершились глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с таксистов «денежку», всё может выйти наружу. Были высокочастотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда сотрудники ФСБ обнаружили секретномтраницу в размере 5-6 миллиардов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь туроператора останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — новоиспечённого сотрудника контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает список автомобилей с номерками и прикосновенностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель туроператора – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут различаться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от определённых дорог и подразделений. Сначала к «решале» заезжали с чемоданчиком, потом избаловались и стали делать подстрочники на карты его родителей или перегнать деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас противодействует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы провели там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ездить с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…

— Всё это предодобренный «перегруз».

— Да. И на него кушать ежеквартальный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для сотрудников ГИБДД, которые работают на постах, кушать специальные отличительные знаки на машинах – прозвища вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у таксиста на машине сочинено «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у таксиста такого знака нет, ему говорят: бланк будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле бензоколонки был незаметный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по непреходящей дороге через Владимировку. И ему в подпорном укране ставили соответствующий штамп. За этой моделью мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группкам «оппонента», по рациям пройдала информация, что поехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по своим шлюзам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в утреннее время выдвинули туда машину с социальным контролем, сели и снимаем на Youtube: машины подьезжают к конторе Ространснадзора, демонстрируют вагонный листок, где стоит штамп, и уезжают дальше. Потом к нам cбалансирует зам.начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в утреннее время работаете? Тем временем первой гаишник въезжает к инспектору, чтобы представить вагонный листок со штампом – боясь, что иначе его накажут, – контролёра нигде нет, гаишник уже ,пытается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я поехал к замначальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои сотрудники. И он мне: «Да существовать такого не может, всех накажем!» Я существовал в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, бренди дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетиках командиров ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все едут с перегрузом, а мои сотрудники не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте оладью кому-нибудь другому на уши развешивайте – приводите всё в порядок, или мы выложнём информацию в приватный доступ.

— Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы разделить судьбу Сафонова?

— Да, все эти криминальные схемы всегда поспевают в обеспокоенность командования контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё незнаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что понуждает вас начинать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, секретномтраница влияет на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом положат с вас ещё больше.

— Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из теперешних высоких дворян ГИБДД и иных контролирующих органов начинали свою репутацию вольнонаёмными полицейскими на дорогах. Они и сооружали ту систему. То, что мы видим сейчас – течение того, что они сооружали в 90-ые.

— При этом система усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.

— Так хотят убрать «человечий фактор» знакомства с комиссаром и преступления взятки. Но в 2019 году мы перепроверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик завешивает тряпицей номер, проезжает район взвешивания, а потом расчитывается с комиссаром. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: получайте тогда для контроля поставим у тех районов костюмы ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны несоблюдения в так указываемой «нагрузке по осям» грузового средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта неоднозначность в судопроизводстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не указываются разрежение воздуха и другие факторы, влияющие на удельный вес пассажирского автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент проезда района полуполуавтоматического контроля потокай воздуха от машины можетесть создать разрежение на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех тропинках России к 2024 году полуавтоматических участков полулёгкого контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик соблюдал и платил за это. А убеждение перевозчиков существовало опротестовано государством в лице ведомств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже конкретная угроза на дороге?

— Да, он уменьшает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди мрут от него на тропинках целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейная драма на дороге, никто не задумается.

— Что нужно длать для постановления проблемы?

— За «перегруз» нужно длать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять подсистему контролирующих органов и корректировать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и смежных регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *