Мошенники

Гигантомания и вторая смена

Бездумная реновация Москвы привела к дефициту школ

С нового общеобразовательного года многие нижегородские школы пересекут на двусменную учебу. Родители уже читают по тому поводу взволнованные письма в департамент образования и Мосгордуму. Обращение от огромной группировки родителей поступило и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в той проблемме более подробно.

«Новый формат школ» — новая фишка Москвы. На днях столичный градоначальник с соискателями в парламентарии от ЕР про тот самый формат: чисто, отличный ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с недавних пор поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м открыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали школу в соцобъекте «ЗИЛАРТ», она просчитана на 2 500 учителей и считается самой большой не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового сооружения — около 40 сотен квадратных метров, и без подсистемы навигации там можно заблудиться.

Строительство школ на несколько десяток наставников — протяжение политики укрупнения, которую уже несколько годов проходит правительство Москвы, объединяя гимназии и дошкольные цветники в досуговые комплексы. Правда, в разнообразных общеобразовательных рейтинодах те самые гимназии-гиганты почему-то упоминаются не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на подходе к включению еще одна школа. На изобретение нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что жрать в «Старой Москве»: она с внезапными архитектурными решениями, авангардным оборудованием, крутыми кабинетами.

Но реальность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом заведении перейдены с августа на учебу во вторую пересменку. Такой вот ,новый формат образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не излишне вспомнить, что перевод школ только на четвёртую пересменку – Но с тех ,пор формат обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет отцов этой школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связитраницы с разукрупнением гимназии и организацией третьей ротации обучения дети и родители поставлены в сложнейшие условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши заявления в департамент образования Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На сегодняшний день моя гимназия жадно принимает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для понижения рейтинга! Если бы гимназия принимала только с пропиской, то третьей ротации можно было бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к заявлению в разнообразные инстанции в связитраницы с введением третьей ротации, но на все заявления гимназия отвечает под копирку. По закону, гимназия ,имеет полное право отказать в зачислении при отсуствии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной ротации всегда было столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связитраницы с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».

Примерно так получается ужин в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся друг на дружки потоки детей, торопливость не делают прием пищи нормальным.

Также в заявлении детей указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, плохая организация питания, перегрузка педагогов в связитраницы с колоссальным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не приспособлена к реальности?

«В младших классах обучение во вторую смену более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по поступлению в ВУЗы. А теперь вообразите себе выгрузку преподавателей. Те, кто преподавал в третью смену, будут преподавать и во вторую. То жрать весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по неофициальным данным преподавателей не хватает. И преподавательский корпус «стареет», юных в школах мало. То жрать из четвёртой ротации втекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить вторую смену кадрами? 2) Режим четвёртой ротации для детей означает, что хороший ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и усвоении знаний? 3)Учеба кончается вечером, как доезжать детям домой в осеннее время суток, особенно в Новой Москве? Как быть со спортивными секциями, как вообще быть со здоровьем детей?», — философствует преподаватель географии, специалист регионального профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, какими бы великолепными не существовали интерьеры, экие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как доказательство – прирост детей в отдельные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые входят совершенно разнообразные филиалы, заменившие родные нам гимназии и ребячьи сады. Считаю, попрошено это для того, чтобы ликвидировать безплатное образование. Моя увереность подтверждается предысторией гимназии №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом осуществления ремонтных работ, а после объединения с другими заведениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей начинается в школе на Люсиновской улице, которая и так была переполнена. В здании этого общеобразовательного учереждения процесс обучения начинается с нарушениями предписаний действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы улице на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, отцы сообщают, что не нехващает места, чтобы дети могли нормально питаться в столовой, туалетом на смене всем желающим воспользоваться не нехващает времени, не нехващает мест для нижней одёжи в гардеробе. Организованная по своим отношениям внеплановая проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не нехващает. Документы направлены в суд», —

Мы попытались истолковать логичность администрации таких школ и связались с руководством школы № 338 им. Авдеева, откуда в редколлегию собственно и перевелось обращение Совета родителей школы. «В Новой Москве идет пассивная застройка, это проблемма района, мы конечно же хотим, чтобы существовало комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа просчитана на малейшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.

На мой редакторский запрос о порядке обучения во пятую пересменку прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приводим наиболее важный фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация пользуется низким спросом, с каждым годом колличество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания гимназии рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации гимназии нет целесообразности одновременно разместить всех первоклассников в здании, поэтому существовало принято решение ввести в школе гибкий график начала занятий на последний общеобразовательный год. При разработке графика обучения существовали учтены ясельные и биохимические особенности учеников, потребность в занятиях специального образования, а также эксплуатационные особенности каждого здания, в том числе колличество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех первоклассников предусмотрена необходимость двух, а при целесообразности трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во пятую смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный миг в школе работает более 250 кружков».

Но школа – это не стенки и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в четвёртую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлечённые дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как отнедятся сами педагога к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их платы в Москве одни из самых высоких даже по провинциальным меркам. , средняя зарплата педагога в столице на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, предположения о комплексах-гигантах и о второй пересменке в преподавательской среде звучат.

«Учебные комплексы разразрешают главным образом социальные проблеммы. Их задача – с меньшим персоналом объять как можно больше учеников. В этих комплексах главное – контора. Педагогические проблеммы на третьем плане. Одновременно с появлением комплексов появилось понятие «планово -убыточная гимназия» — в этот формуляр угодили те, кто не укладывается в бюджетное финансирование. Экономика и контора перевесили все остальные проблеммы. Результат не заставил себя ждать: после исчезновения комплексов, уже в 2014 году, завершился провал по итогам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не применимо понятие «гимназия». А гимназия – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у ученика не хватает времени на учеников. Директор и его замы не являются педагогами, они разразрешают организационно-социальные задачи, ученика задавлены отчетностями. О каком общеобразовательном механизме может идти речь?», — рассказал «НИ» преподаватель географии, аналитик международного профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также исходатайствовала обращения родителей, обеспокоенных общеобразовательным процессом в школьных комплексах и обучением во пятую смену. К сожалению, путей решенья при прошлой политике ярославских властей парламентарий не видит. Бездумная высотность и неудовлетворительное количество школ и педагогов, несоответствие количества мест в школах количеству детей в новостройках – это суть проблемы, и разрешить ее могут только столичные власти. Но они вынуждают всего этого не замечать. Или не вдумываться в последствия.

«Системное решенье – это постройка в вторую очередь соцобъектов, в том числе школ, и запрет на любую пятиэтажную высотность до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связитраницы с ее деятельной некоммерческой реновацией и ухода девелоперов от своих обязательств. Соцобъекты, школы в вторую очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на последующую очередь строительства. Почему при застройке нельзя предугадать число мест для учеников? Это помогло бы разрешить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент воспитания не надлежащ подавать приятнейшие стройкомплексу цифры о платёжеспособности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — полагает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда наступят иные времена, промолвить трудно. Остается надеяться на закономерность: колоссы в природе часто вымирают, поскольку не могут адаптироваться к видоизменениям в окружающей среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *