Как пишет The Sankt-Peterburg Post, в Петербурге прошли обыски в «Строительно-монтажном тресте №1» — филиале «РЖДстроя». Следственные действия по делу об особо крупном мошенничестве могут быть связаны с исполнением двух контрактов ООО «Сфера-Строй» на общую сумму почти 1,5 млрд рублей, где около 60 млн рублей, по данным правоохранителей, были выведены на счета компаний-однодневок. За этой историей «маячит» фигура экс-заместителя главы Минстроя Юрия Рейльяна, который не так давно официально оставил «Спецтрансстрой», который «кормился» с подрядов монополиста. Что если, после этого он начал действовать через «подставные» фирмы вроде «Сфера-строй»? При этом, кажется, работать он мог не в одиночку, а со своим старым знакомым Владимиром Токаревым — нынешним замминистра транспорта.
Сейчас же правоохранители заинтересовались двумя контрактами с компании: на 960 млн рублей, касающегося строительства второго главного пути участка Выборг—Пихтовая с электрификацией, и на 460 млн рублей, который был связан с реконструкцией станции Ермилово в Ленобласти. Возбуждение уголовного дела связано с работой субподрядчика «РЖДстроя», ООО «Сфера-Строй». Фирма выглядит «карманной» — заказы она имеет только от структуры монополиста и его головной компании, всего их «накапало» на 2,3 млрд рублей. Владеют компанией со скромным уставным капиталом в 15 тысяч рублей некие Елена Федорова и Андрей Айгинов.
На официальном сайте компании Айигинов хвастается количеством совместных с РЖД проектов, коих у небольшой фирмы набралось прилично: реконструкция пешеходных тоннелей на станции Детское Село, капитальный ремонт подъездных путей на станции Санкт-Петербург-Финляндский, комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и многие другие. Надо полагать, столь солидный пул проектов отошел организации не просто так?
Примечательно, что компания также работала над участком Лужская-Сортировочная – Лужская-Восточная, необходимого для эксплуатации терминала по перевалке минеральных удобрений ООО «Ультрамар» в морском порту Усть-Луга. Этот проект связывают с миллиардером Геннадием Тимченко, а сам порт, как принято считать на рынке, может контролировать «авторитетный» Илья Трабер. Ходили слухи, что эти двое могли стоять за арестом бывшего председателя совета директоров АО «Усть-Луга» Валерием Израйлитом, которого арестовали по подозрению в хищении. Как писал «Коммерсант», после того, как его доли перешли к якобы имеющим отношение к Траберу структурам, его неожиданно выпустили из СИЗО. Что сказать, в весьма занимательной истории «маячит» ООО «Сфера-Строй».
Крах «империи»
Есть предположение, что на самом деле фирма может быть связана с экс-заместителем главы Минстроя Юрием Рейльяном. Компании последнего здорово «жировали» на подрядах от «РЖДстроя», однако после его выхода из структур одна за другой начали «схлопываться». Тогда пошли разговоры, что Рейльян мог «уйти в тень», чтобы не привлекать к себе лишнего внимания со стороны правоохранителей. Однако слабо верилось в то, что он окончательно «оторвался» от подрядной кормушки монополиста. Мог ли он начать действовать через такие структуры как «Сфера-Строй»?
С РЖД Рейльян много работал через «Спецтрансстрой», в котором также ранее работал нынешний замминистра транспорта Владимир Токарев. Сейчас компания переживает не лучшие времена: ее структуры банкротят, а в отношении самой организации ввели конкурсное производство из-за долга в 471,4 тысячу рублей перед столичным ООО «А-А инвест». Скоро в реестр кредитором может попасть и «РЖДстрой», на контрактах с которой в основном и зарабатывал Рейльян.
Притом заработать мог весьма неплохо: портфель госзаказов компании составляет 45,2 млрд рублей, 43 из которых принесла как раз «дочка» монополиста. Но куда делись деньги, не очень-то понятно: сейчас при выручке в 4,8 млрд рублей у компании убытков на 4,9 млрд. Надо полагать, их успешно «освоили»?
По слухам, на самом деле Рейльян до сих пор может иметь отношение к бизнесу. Дело в том, что его доля отошла ранее никому неизвестному Роману Шленчаку и принадлежащему ему же ООО «Вектор». Есть основания полагать, что они не более, чем номинальные владельцы. Взглянуть хотя бы на «Вектор», который появился всего за 3 месяца до вхождения в капитал «Спецтрансстроя»: нулевая выручка, прибыль в 387 тысяч рублей, всего один сотрудник. И эта контора получила контроль над структурой, ворочающей миллиардами РЖД?
Примечательно, что осенью 2019 года гендиректором «Спецтрансстроя» стал Евгений Куманцев, который до этого работал первым заместителем руководителя «РЖДстрой». На этом посту его сменил некто Александр Сажин, никому ранее не известный. Что если, по факту, и при нем управлять процессами мог Куманцев, который обеспечивал получение контрактов от госмонополии?
«Слава» на всю страну
Рейльян вообще славиться своим умением работать с «нужными» людьми. Говорят, что удобно пристроиться у «кормушки» подрядов РЖД ему помогли связи с заместителем гендиректора компании Олегом Тони. Последний, дескать, мог добиваться таких конкурсных условий при розыгрыше контрактов, чтобы победителем мог стать только «Спецтрансстрой» и его структуры.
В таком случае понятно, как компания могла зайти в проект «Северного широтного хода» оцениваемый аж в 130,5 млрд (!) рублей. Ранее предприятие не имело соответствующего опыта работы в условиях северного климата, но это почему-то никого не смутило. Быть может, потому что выгоду с этого могли иметь и сами топ-менеджеры госмонополии? Вот они и «выписывали» денежки — на проект постоянно требовалась «добавка».
Скандалом в свое время обернулась реализация проекта Восточного полигона (БАМ-Транссиб), над которой работал «Трансюжстрой» — дочерняя структура «Спецтрансстроя». Как писал РБК, тогда возникли проблемы с качеством и сроками выполнения работ. Притом, что деньги проект влили просто колоссальные: РЖД предложила масштабный проект реконструкции всего Восточного полигона общей стоимостью 918 млрд рублей в ценах 2011 года, или 1,6 трлн руб. в прогнозных ценах (с учетом инфляции до 2020 года). К слову, это была самая дорогая и масштабная стройка, затеянная бывшим главой РЖД Владимиром Якуниным.
Но деньги эти, кажется, пошли совсем не по адресу: так, работавшая на проекте «Трансюжстрой» сейчас имеет убытков на 1,8 млрд рублей. А ведь, на секундочку, фирма имеет портфель контрактов в 45 млрд «деревянных», большую часть из которых получила от РЖД. Какая-то пугающая тенденция наблюдается — начнешь жить за счет контрактов с монополистом — жди убытков?
Юрий Рейльян не может «оторваться» от РЖД?
Да и доля самого «Спецтрансстроя» в организации находится в залоге у «Лидерстроя», предшественником которого было «Развитие», подконтрольное Анатолию Антипову. А последний, в свою очередь, ранее выступал акционером «Трансстройбанка», где совладельцем был Олег Тони. Получается, во всех эти многомиллиардных подрядных историях то и дело всплывают выходцы из монополиста?
Добавим также, что особенно отметился «Спецтрансстрой» на Кубани, где, по слухам, мог быть причастен к возможным хищениям при строительстве объектов российских железных дорог. В 2020 году там появилось уголовное дело в отношении главного инженера «СМТ-6», структуры «РЖДстроя». Как сообщает «Коммерсант», по версии следствия он вступил в сговор с подрядчиками, принимая работы, которые по факту не выполнялись. В результате компании был нанесен ущерб, оцениваемый в 1,5 млрд рублей.
Как утверждают авторы телеграм-канала «Коварная колея», якобы схема инкриминируемых хищений в «СМТ-6» уж очень сильно напоминает те, что недоброжелатели ранее замечали в «Спецтрансстрое». Добавим еще одну интересную деталь: ходили пересуды, что Рейльян якобы еще с 90-х мог иметь связи в околокриминальных кругах Кубани.
Собрались под одной крышей
Помимо Рейльяна в «Спецтрансстрое» трудился замгендиректора Владимир Токарев, совмещая эту должность с работой руководителя «Трансюжстрой». Правда, как утверждает «Версия», «биографии Владимира Токарева, размещенные на официальном сайте Минтранса, по какой-то причине не содержат информации о его работе в качестве генерального директора ООО УК «Трансюжстрой».
Токарев, по данным «Известий», являлся заместителем министра транспорта, а с мая прошлого года — руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). То есть сейчас чиновник курирует отрасль, в которой ранее успел поработать.
Минтранс в 2019 году издал приказ об обязательном с 2021 года переводе российских вагонов на подшипники кассетного типа, который потребовал отменить тогдашний вице-премьер Дмитрий Козак. Если бы его оставили в силе, то владельцы подвижного состава должны были бы потратить 200-300 млрд рублей на переоборудование. Однако в свое время именно Токарев активно поддерживал эту инициативу.
«Перевод парка грузовых вагонов на подшипники кассетного типа поддержан Минпромторгом и Минтрансом, Росжелдором, Ространснадзором, владельцами инфраструктур, производителями подшипников, вагонов, колес, вагоноремонтными предприятиями, операторами, владеющими третью парка», — цитирует «Коммерсант» слова Токарева.
В подшипниковой истории мог быть заинтересован бывший депутат Госдумы и как рассказывают якобы хороший знакомый Дмитрий Савченко — его «Европейская подшипниковая корпорация» (ЕПК) контролирует около половины рынка. Притом достоинства новых подшипников анализировали именно на примере «ЕПК-Бренко». Проводила проверку «дочка» РЖД, и проводила с нарушениями, как писал «Коммерсант». А ведь именно РЖД в паре с Минтрансом выступили «за» новые детали. Ранее об этой истории подробно рассказывал The Moscow Post.
О необходимости данной меры спорят и по сей день, однако то, что в этом есть экономическая заинтересованность Савченко, понятно.
Работать на подрядах от РЖД, понятное дело, очень выгодно. И, наверно, раз попробовав, отказаться от этого сложно — вот Рейльян и может продолжать это делать, действуя уже через вроде как не связанные с ним структуры. Однако и тут заметен его «почерк» — уже появляются первые скандалы и уголовные дела. Что если вскоре вскроется целая цепочка предприятий, через которую предположительно он работает? В таком случае, неудивительно, если в истории вдруг «всплывает» и имя Владимира Токарева, с которым, как кажется, бизнесмен хорошо неплохо поладил.