Быть «вором в законе» в современности означает, фактически, строить карьеру, хоть и в весьма специфической области деятельности. И среди «законников» ныне есть кадры, как достигающие влиятельности собственными заслугами, так и пробивающиеся в круги «авторитетов» благодаря влиятельным знакомствам, родственным связям и удачным стечениям обстоятельств. При этом первые, как правило, становятся известными яркими личностями, а другие долгие годы подряд пребывают в тени их покровителей, и не отличаются какими-то выдающимися деяниями. К таким тихоням, все дела которых так или иначе связаны с деятельностью более влиятельных криминальных «авторитетов», относится Артем Казарян.
Прежде всего стоит заметить, что у этого армянского «вора в законе» есть несколько прозвищ. Одно из них, как заведено воровскими традициями, подчеркивает происхождение человека. Артем Спартакович Казарян является уроженцем армянского города Гюмри. Однако в 1982 году, когда родился будущий «законник» (произошло это знаменательное событие 28 июня), Гюмри еще носил свое старое советское название — Ленинакан. Поэтому Артема Казаряна называют еще Артемом Ленинаканским.
Но полное воровское погоняло звучит еще более многословно — Запи Еган Артем Ленинаканский. Запи — это прозвище, происходящее от прозвища Зап: по смыслу — что-то вроде «Зап-младший» или «маленький Зап». А всё потому, что человек, изначально называемый Зап Ленинаканский, сыграл большую, определяющую роль в судьбе Артема Казаряна, Запа-младшего.
Покровительство влиятельного дяди и «коронация» в Москве
Артем — сын родной сестры человека, являющегося довольно известным в криминальных кругах Армении. Дядю Артема зовут Андраний Пайлакович Согоян и он также является «вором в законе» — в воровской среде его называют Запом Ленинаканским, поскольку он также родом из Гюмри (Ленинакана).
Зап — старший из «клана» ленинаканских воров, фактический даже его лидер. При жизни Деда Хасана он подчинялся ему. Поэтому «коронацию» своего племянника Артема Зап Ленинаканский провел с «благословения» самого Аслана Усояна и, как считается, в его присутствии. Произошло это выдающееся для Артема Казаряна событие в Москве в 2012 году. Сам Зап, будучи кровным дядей, тогда стал и его криминальным «крестным отцом».
Избиение воров ворами и последствия этого
В начале сентября 2016 года в Ереване произошла довольно многолюдная драка, участники которой с обеих сторон принадлежали к воровскому сообществу. Драка разгорелась из-за одного из армянских воров, Жоры Брутяна: одна сторона считала, что Жора не должен считаться вором из-за чрезмерного уважения к полиции, а вторая отстаивала его честь и статус. В итоге Артем Ленинаканский, Зап Согоян, Суро Аветисян и Коба Руставский были избиты превосходившей их в численности группой местных «законников».
Однако интересен не столько сам этот факт, сколько его последствия — коими стали два события. Во-первых, некоторые из участников драки (учинившие избиение воры) были высланы в Турцию. Это было не особо суровое наказание — в Турции вполне вольготно обитают многие кавказские «законники» — зато властям Армении явно стало спокойнее после уменьшения численности криминальных «авторитетов» в стране.
А вот во-вторых, обоих родственников, Запа и Артема Ленинаканских (а также Аветисяна и Руставского), постигла весьма обидная участь: безоговорочная «раскоронация», инициированная, понятное дело, не официальными властями. Случилось это 10 сентября 2016 года.
Перестрелка, задержание и обвинение
Поздним вечером 25 июня 2017 года в родном городе Артема, Гюмри, произошла перестрелка. Данное событие случилось поблизости от кафе под названием «Пончик-Мончик».
В тот злополучный вечер на улице Саят-Нова оказалась тройка людей: сам Артем Казарян, Карен Саркисян и Геворг Акобян. Все трое были между собой знакомы и все причастны к криминальному миру — например, Саркисян ранее отбывал срок за кражу и известен под криминальным прозвищем Чахал. Завязался конфликт, который перерос в перестрелку — и именно у Казаряна оказалось при себе заряженное огнестрельное оружие.
И именно Артем Ленинаканский нанес огнестрельное ранение Геворгу Акобяну — к счастью, оно не оказалось смертельным. Однако этого оказалось достаточным для открытия уголовного дела по факту покушения на убийство. Кроме того, Казаряну вменили в вину незаконное владение огнестрельным оружием. Карен Саркисян, кстати, также оказался обвиняемым в покушении, поскольку, как было доказано, действовал с Казаряном сообща.
Обоих соучастников объявили в розыск — и уже спустя 5 дней после происшествия, 1 июля, был задержан Саркисян. А вот Запи Еган решил скрываться от правосудия — и ему это удавалось вплоть до 18 августа 2017 года. Но его тоже задержали — произошло это в Ереване, в жилом доме на улице Баграмяна.
Судили Артема Спатаковича долго — разбирательство шло целый год, в течение которого обвиняемый находился под стражей. Но в сентябре 2018 года суд города Гюмри наконец вынес в отношении Казаряна на удивление милостивое решение: отпустить на свободу при условии выплаты залога, составляющего 20 млн драмов, что в пересчете на доллары — примерно сорок тысяч. Таким решением были недовольны некоторые правоохранители, но оно не было обжаловано, в связи с чем Ленинаканский-младший на сегодняшний день находится на свободе.
Восстановление в воровском статусе
«Легитимизация» в жизни Артема Ленинаканского произошла буквально недавно — в 2019 году, 23 июля. Заново признали его вором заодно с той же компанией, которая была не признана другими «ворами в законе» еще в 2016 году — то есть вместе с Запом Ленинаканским и Паши Тха Суром Ленинаканским. И случилось это на сходке в Ереване.
Впрочем, событие это по сути стало просто формализацией того факта, что далеко не все «авторитеты» поддержали предыдущую «раскоронацию» — этих армянских воров многие продолжали считать «законниками» и после событий 2016-го.