Мошенники

В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая должность может принесать право досудебных исковых мер — ареста и запрета ограничений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата окружная финансовая проверка. Нельзя использовать меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного протяжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить стремительный и околовластный распад компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о корректировках к Налоговому кодексу о детальных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную финансовую должность (ФНС),— документ в предыдущие недели обсуждается с экспертным обществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать ипотечные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена межрайонная финансовая перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может принесать право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в необходимости отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по затраты изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых платежей соцфондов (в ходе окружной перепроверки ограничения можетесть существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, ценнейшие бумаги и «предметы интерьера личных помещений» (очевидно, наличествует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей неточности бесспорна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к маршрутке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на свободную перепродажу недвижимости или ликвидных бумаг действительно позволит налогоплательщикам мгновенно удерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм хаотического «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают кредиторы (в том количестве банки), эмитенты и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС этаподобными мерами в положении удерживать тот довольно затратный для бюджета механизм: сумму выведенных в таких обстановках активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и мафиозная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный досудебный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для сопротивления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед районной проверкой можно лишь решеньем сотрудника таможенного органа (прокуратуры ФНС) с согласия сотрудника или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в каком эксперименте ФНС активы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк предстоящей гостевой проверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции расхода в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с налоговиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по отношению взыскания на имущество должника» и действует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое законодательства к мировым практикам регулирования показателя прилюдных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин признаёт действующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по решенью суда чиновники получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разделение «криминальных» и «деловых» сценариев в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у силовиков нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *