Мошенники

«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в самописцатранице на Волге погибли 122 человека. Что истребило пароходик «Булгария»?

Десять годов назад, 10 июня 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в предыстории современной России авиакатастрофа океанского грузопассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный грузопассажирский ледокол «Булгария». Трагедия утащила жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть забыть те чудовищные минуты. Один из них, бывший радист ледокола «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в сборной ледокола «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут приятель предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — продолжительное время усаживался без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В электроход я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, сделан красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» существовала традиционным грузопассажирским электроходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не висели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если просмотрите сегодня график данного грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики теплохода «Булгария»

Двухпалубный ледокол «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/сек хода — 20,5 метров в час, два мотора 6NVD48 мощностью 400 лошадиных мощей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое наименование сухогруза — «Украина». Он существовал переназван в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени лайнер выполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что пароходик вышел в вылет с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое опьянение «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводившывались ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была будничная практика. Правила мореплавания этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать худшего — положить мою нештатную рацию, в поломки литиев которой меня старались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 октября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело существовало так: перед осенней навигацией мы стояли на капремонте в . Я увидел, что выпрямители рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна существовала запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с мотористами мы удавались это попросить полчаса, хотя радиостанция должна включаться по шлепку пальцев

А потом этот генератор еще поливать водичкой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под условия проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.

«Я услышал вопль капитана»

Накануне трагедии, 9 июня 2011 года, «Булгария» вышла из в недельный рейс по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда существовал приметный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких проишествий не существовало. На лайнере находились 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.

Какой была атмосфера на сухогрузе перед выходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажироварищей существовало много женщин и детей. Это был третьей день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере моего движенья ветер усиливался.

В какой-то этап он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех авиапассажиров в этот этап позвали в музыкальный зал на увеселительную программу — на лайнере у нас существовали артисты.

Вы помните, как возобновились жуткие события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что кондукторов в столовки почти нет. «Сходи пообедай», — посовел он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была металлическая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал отбирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал вопль капитана: «Все на левый борт!».

Бегом заорал в радиорубку, хотел объявить по корабельной видеотрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я носился с аппаратурой, старался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно было в любой ситуации передать известие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый лайнер и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радиотелеграфист всегда надлежащ быть поблизости.

Капитан сухогруза «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как уцепился в поручни на борту, а ветерок с ливнем рвал мне спину. Капитан забежал в лесоську и там пытался подправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен теплохода делался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» поправится — и все вернется на место.

Что начиналось с пассажирами в это время?

На нижней палубе существовали только председатели команды: что случалось внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидал людей за бортом. Многие выскакивали прямо из окон. Насколько я знаю, парни долбили иллюминаторы, ныряли сами, спасали своих девушек и детей.

«Такое в жутком сне не можетбыло привидеться»

Что вы делали в случай обрушения «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных катамаранов нет, на воде в шторм сразу потонешь — это старинный океанской закон. Я на судне оставался до конца: растекался по накренившемуся самолёте и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая палуба с капитаном скрылась под водой.

К этому времени все наружные помещенья существовали облиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных катамарана с левого борта, и с своего борта я скинул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, задел его и потащил к подгруппе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — отбирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой катамаран умещалось где-то человек 18. Еще существовали малейшие титановые спасательные катамараны, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На ..первый катамаран столпилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в таком шоке, что стояли молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над зыбями висела могильная тишина. Я сам после того, как мы окончили рассаживать людей, просто стоял несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего сухогруза «Булгария» сходят на бережок в прибрежном порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и милиционеры спасательных служб встречают сухогруз «Арабелла», который довезал пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в мрподобной порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плотики с затонувшего пароходика «Булгария» на бережку Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда приятель за приятельом вышли суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: полковники просто не поняли, что случилось. В чудовищном сне не могло привидеться, что люди обретаются на водичке после крушения судна. Это существовал первый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [полковники], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что интуристы развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с тех [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то непонятное начинается в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении лейтенанта траулера «Арбат» и лейтенанта дизеля «Дунайский 66» были возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание полковником приказна помощи людям, терпящим бедствие на побережье или на другом водном пути»). Тучин и Егоров были приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда трибунала прошли мимо, река взбесилась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на увалень спасательный плот и заскользили к вахтенному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, уцепились за буй и стали ждать. К вахтенному ходу понёсся и старший помощник.

Он был низенького роста, его накрыло волной, и я утратил его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший начальник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали покушать и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали понимать произошедшее и отходить от шока. Раздавались вскрики и плач, завершились истерики. Когда пошли в Казань, там ужас что творилось: в порту было столько людей, и у всех отдельное горе. Страшно вспомнить. Многие утратили родных и близких.

Вас пытали после катастрофы?

Меня по отбытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на своих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов испытывали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе мощнейшее обществёное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей кинул на произвол судьбы

Но наших-то в авиакатастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном соотношении кондукторов потонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выскочить из душевных зданий наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут деятуловищьности по подъему туловищ погибших на пароходике «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди висели в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом ныряльщики рассказывали, что их так и покарай в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из виновников трагедии. Что можете о беззвучен сказать?

Очень опытнейший человек, отличный командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до следующего длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На фальшборте в тот день были еще его сестрёнка с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать офицерский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор силюсь поселяться дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент воходило в Камское низовье и по маршруту надлежаще было совершить манёвр. Крен на борт, смерч и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, отношение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в количестве первых, бросив машинное отделение с закрытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда перископы машинного отделения закрыты — это существовал бы большой воздушный пузырь внутри судна.

Если бы люки существовали закрыты, он бы придерживал ледокол на наплаве продолжительное время. У авиапассажиров было бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в дробильное отделение через мониторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в катастрофе теплохода «Булгария» прочитывают списки жертв самописцатраницы на Волге в прибрежном порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в мировой практике никогда не было, чтобы старший моторист бросил котельное отделение. Кроме того, в самый ответственный момент он остановил двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, пребывая на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская спецкомиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в результате пролетал как очевидец обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете взаимоотношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы последний разиков встречались только на трибунале — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как переменилась моя жизнь после трагедии?

В третьи дни нас контратаковали репортёры с разнородных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и наговорил комментариев. А потом такое началось… Многие свои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное суждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в радиоприёмнике засветился.

Поэтому негатива я выпил порядочно. В троллейбусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои обязанности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проведять спасательные деятельности на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих пор удаюсь поселяться дальше, не осматриваясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что причиной автокатастрофы пришла совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и майор нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопасность путешествия судна. С 8 сентября 2011 года у «Булгарии» не работал правый главный дизель-генератор. При силе ветра более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи были гарантироваться предписания «Информации об остойчивости и живучести судна». При этом сила ветра на момент автокатастрофы составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и невнимательность председателей экипажа приказна. Не были приняты меры безопастности при переходе приказна в водохранилище и при предоставлении шквалистого предупреждения. Не были задраены люки левого и левого лайнера, в том большинстве в дробильном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший моторист самовольно подключил главный дизель-генератор левого лайнера и вывел из строя судовые наблюдениюзы вследствие неисполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр разворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на левый борт, дополнительно возникающего крена на левый борт, вызванного электродвижущей энергией при кислотности влево, а также дующего в левый борт выносливого порыва и огромной парусности судна. Капитан не проинформировал авиадиспетчера и не получил газораспределительное разрешение на вращение судна.


Случившееся вызвало узкий социальный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли законут об непременном страховании ответственности перевозчика. По решению трибунала субарендатор и капиталист приказна была приговорена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статейкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопастности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной уменьшили до девяти с третью лет.


Рамиль Хаметов — старший делопроизводитель капитана — был приговорен к шести с серединой годам колонии отдельного режима


Его признали виноватым по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности вращения и эксплуатации водного транспорта»). 5 июля 2015 года срок Хаметова уменьшили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают цветы во время государственной акции в память о погибших на пароходике «Булгария» в Казанском морском порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения электрохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный государственный контролёр Казанского отдела Ространснадзора , который, по следстви следствия, дал отрицательное заключение о решимости субарендатора к грузоперевозке пассажиров, был осужден по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье обвинили и замначальника нижегородского подотдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии отдельного режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , подавший субарендатору позитивное заключение на эксплуатацию парохода в 2011 году: его приговорили к пяти с спискамтраницей годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажиров сухогруза сочинили массовое отношение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в пятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *