Чтобы загрузить заказами убыточный проект главы «Роснефти» — судоверфь «Звезда», «Росатом» построит на ней сверхмощные атомные ледоколы «Лидер» (100 млрд рублей каждый). У госведомства отсутствует техдокументация и не просчитан экономический эффект строительства, а у верфи нет опыта постройки атомных ледоколов. Из-за нехватки средств глава «Роснефти» и управляющий капиталами «измайловской» группировки свернули строительство металлургического завода для нужд «Звезды». Как ранее сообщало агентство «Руспрес», не менее 7,5 млрд рублей из потраченных на стройку 200 млрд украл бежавший в США фаворит Сечина .
Как сообщает , «Росатом» начал собирать финансирование на строительство нового ледокольного флота, подписав меморандумы со Сбербанком и ВТБ. Прежде всего речь идет о наиболее мощных ледоколах, которые, по замыслу компании, должны обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути. Как известно, «Роснефть» через министра промышленности Дениса Мантурова сейчас законопроект, запрещающий пользование северным путем судам, не построенным в России (создавая, таким образом преференции для «Звезды»).
готов присоединиться к финансированию строительства ледокола «Лидер», который должен стать самым мощным и дорогим в истории. Банк подписал с «Росатомом» меморандум о финансировании строительства ледокольного флота. Речь идет о предоставлении лизингового финансирования, кредитования, банковских гарантий и других финансовых инструментов. Зампред правления ВТБ Валерий Лукьяненко уточнил, что банк ведет переговоры по финансированию строительства новых атомных ледоколов «Лидер» и двух новых универсальных атомных ледоколов ЛК-60. В ВТБ уточнили, что ФГУП (оператор атомного ледокольного флота) рассматривает возможность строительства двух серийных ледоколов ЛК-60 (стоимость около 50 млрд рублей каждый), а также трех ледоколов «Лидер» (стоимость 70–100 млрд рублей каждый). Говорить об условиях финансирования преждевременно, добавили в банке. Рассматривает возможность участи в проекте и , — соответствующий меморандум с «Росатомом» был подписан на ПМЭФ-2018.
«Лидер» мощностью 120 МВт должен стать единственным ледоколом в мире для круглогодичной проводки судов по Севморпути при толщине льда свыше 4 м, прокладывая коридор до 50 м шириной и проводя караваны со скоростью 10–12 узлов. Сейчас планируется построить головное судно с закладкой не позднее 2020 года, чтобы сдать его в 2027 году. Как уточнили в Минпромторге, возможность строительства еще двух серийных «Лидеров» будет проработана позднее. В сентябре вице-премьер Юрий Борисов говорил, что по решению президента РФ «Лидеры» будут строиться на верфи «Звезда» на Дальнем Востоке.
Основная проблема при обсуждении этого проекта заключалась в высокой стоимости судна и отсутствии денег на него в бюджете в полном объеме. Из одобренного проекта федерального бюджета следует, что на строительство двух ледоколов «Лидер» в 2023 году будет выделено 33,3 млрд рублей.
При этом источники в отрасли неоднократно выражали скепсис относительно перспектив и реальных возможностей «Лидера». Технический проект судна до сих пор не готов, экономический эффект не просчитан, и нет никаких гарантий, что ледокол будет действительно способен обеспечить круглогодичную навигацию, отмечали собеседники “Ъ”, добавляя, что компетенций по строительству атомных ледоколов у «Звезды» нет, да и сама верфь еще не построена.
Как сообщало агентство , строительство «Звезды» находится под личным контролем президента , что абсолютно не мешает откровенному воровству и очковтирательству, царящим на стройке. Например, во время последнего путинского визита на стройку оказалось, что президенту в два раза завысили реальную цифру зарплат на предприятии. Как сообщает , Владимир Путин был уверен, что рабочие предприятия в среднем получают 90 тысяч рублей и был очень удивлен, услышав о потолке зарплаты в 30-40 тысяч.