Серия минных тральщиков, заказанных военно-морским флотом на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ), выросла с восьми до десяти изделий, заявил вчера во время посещения завода замминистра обороны Юрий Борисов. При этом горизонт сдачи последнего корабля сдвинулся на 2027 год. Ранее генеральный директор завода Владимир Середохо говорил «Ъ», что предприятие завершит серию (насчитывавшую тогда восемь кораблей) к 2021 году. Причиной сдвига может быть перераспределение финансирования заказчиком из-за ограниченных бюджетных возможностей.
Военно-морской флот России получит минные тральщики из углепластика на несколько лет позже объявленных изначально сроков. Вчера заместитель министра обороны Юрий Борисов во время посещения Средне-Невского судостроительного завода (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) заявил, что ведомство рассчитывает получить девять минных тральщиков к 2027 году.
«В государственной программе вооружения до 2027 года всего девять таких тральщиков, практически по одному тральщику в год мы будем получать. Семь у нас уже законтрактовано, продукция очень востребованная»,— цитирует Юрия Борисова «Интерфакс». Головной тральщик проекта 12700 «Александрит» был передан заводом заказчику в конце 2016 года (см. «Ъ» от 11.12.2016). Тогда генеральный директор предприятия Владимир Середохо говорил, что к 2021 году ВМФ будет передано в общей сложности восемь (с учетом уже сданного головного изделия) кораблей серии. Таким образом, завод должен был сдавать примерно по два корабля в год. Однако на сегодня головной тральщик «Александр Обухов» так и остается единственным сданным кораблем этого типа. Сдвиг сроков сдачи серии может объясняться сменой графика финансирования: ВМФ в отсутствие денег перераспределяет финансирование строительства заказов на несколько лет вперед. Так, в частности, поступили с серией подводных лодок проекта «Варшавянка» для Тихоокеанского флота, строящейся на петербургских Адмиралтейских верфях.
По словам господина Борисова, завод в состоянии строить два тральщика в год. «Потребность у нас в этом плане (в минных тральщиках.— «Ъ») очень большая, но все ограничивается нашими финансовыми возможностями. Но мы будем думать, как загружать этот завод. Он, помимо финальной продукции, работает по кооперации с другими судостроителями по поставке отдельных крупных агрегатов, в частности, надстроек для корветов»,— приводит «Интерфакс» слова заместителя министра обороны.
Генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо не ответил на звонок «Ъ». Помимо минных тральщиков из углепластика, предприятие строит также катамараны проекта 23290 «Грифон», многоцелевые катера «Рондо» для пограничной службы ФСБ России, буксиры-толкачи, пожарно-спасательные суда.
По данным базы «СПАРК-Интерфакс» (www.spark-interfax.ru), в прошлом году завод получил рекордную выручку и рекордный убыток за последние пять лет. При обороте в 6,8 млрд рублей верфь ушла «в минус» на 421 млн рублей. Осенью прошлого года завод должен был завершить работы на втором минном тральщике серии «Георгий Курбатов», но сдача этого заказа перенеслась на 2018 год из-за пожара. Возгорание в сухом доке СНСЗ произошло в июне 2016 года, тогда огонь распространился на площади 600 кв. м, пожарные тушили его по третьему классу опасности. Точная причина пожара не была установлена.
По оценкам военных экспертов, цена одного «Александрита» колеблется в пределах 8-10 млрд рублей. Таким образом, по всем строящимся и планирующимся к строительству тральщикам завод к 2027 году получит от Минобороны 72-90 млрд рублей.