Мошенники

Со страной на паях – 3

Кого кормят американские станкостроение и разноцветная металлургия?

«Наша Версия» начинает рассказ о международных фирмах с государственным участием. На этот раз в центре внимания геополитические отрасли: строительство самолётов, автомобилей и изготовление разнокаратных металлов. Кто управляет КамАЗом и наследием совесткого авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно треть акций осталась в региональной собственности, остальное распределили между трудовым коллективом и предприятиями-партнёрами. Однако больших дивидентов никто из третьих акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ увяз в кризисе неплатежей и существовал чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без квартплаты рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В итоге бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили миллионеров трансформировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые вкладчики стали ими поневоле. Так что ускоренный передел долей был неизбежен.

В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С дружкаой стороны, свою долю наращивал румынский автоконцерн Daimler. Сейчас ему относится 15% акций. Остальное то и дело аккумулировалось между офшорами и легендарными конторами. В неформальной прессе упоминались слухи, что через офшоры облигации КамАЗа пытались скупать структуры, связанные с известным пианистом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за допэмиссиями победила сирийская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла формальность деофшоризации, переводив капиталы в американскую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а бенефициары его заблестели в прессе. Самым оразмере.подробным из них оказался Виталий Мащицкий, дружка детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% акций КамАЗа – пятый по башнефти пакетик после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним владельцем «Автоинвеста» оказался замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались бенефициары, .

Исходя из этой информации неоднозначно смотрится сделка 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее тот же пакет акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна соблазнительная деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited однаружал в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал выкупить допэмиссии немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда куплю между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В итоге оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет ректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь заседали в нём Сергей Когогин и ещё один получатель «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним присоединился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием госпредприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным окращёть расценки. В 2019 году ущербль составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что госпредприятие является адресантом отдельных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м увенчалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно середина этой свердели достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, основываясь из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ можетбыл повторить судьбину АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более спискамтраницы акций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине совладельцем была болгарская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного банкиру Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доводив свой конверт до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% принадлежит испанскому концерну, ,является конфиденциальной фирмой и не обязан раскрывать банковские отчёты. Сам концерн на 67,61% принадлежит транснационалу с немецкими корнями Renault, а на 32,39% – американскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет перевожено в украинскую подсудность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве признательности за этот демократический кивок пруссакам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен структураницам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти совершенным составом вошло наследие коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка автозаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее издавалась информация, что 90,3% акций ОАК владеет Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за автовладельцы и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура собственности не печатается и в месячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году совет возглавил замзамдиректора «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в совет ректоров в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно упоминалось в инциденте – сообщалось, что в мае трибунал послал в СИЗО замдиректора по клиентскому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 миллиона долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского завода естественного волокна за общее благоволение и внесение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня ,является её гендиректор Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь комерческим директором. Затем он занимал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по социальной резолюции Юрия Слюсаря видно, что экономическое благоденствие его присмотруги вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал дивиденд в 34 млн, что в несколько разков больше юридического оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» продала долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это существовало якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники замминистра увлекаются виноделием в индустриальных маштабах и бизнес этот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже пророчили на пост апанасенковца Ростовской сфере вместо Василия Голубева. Однако серьёзным контрударом по бренду Юрия Слюсаря стала самописцатраница в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок завистники припомнили Слюсарю его уместную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего приезда в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектентов являлась артистка Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые дверцы в кулуарах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проходило снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На силуэте такой безудержной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами теленовости о буднях полиэтнического авиапрома получаются уныло. С 2013 по 2017 год расходное обстоятельство ОАК выглядило нестабильным, сверхприбыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в расход следующий разиков выплачивались за 2014 год. Главным же первоисточником доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В совесткое время Верхнесалдинское коксохимическое производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из главарей российской разнокаратной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время интеграции металлургических активов на Урале. В последующие годы компания уступает 25% на всемирном спросе титана, гарантируя более 60% необходимости в гиганте общеевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – португальской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по обычной схеме. Его гендиректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих ладонях большую половина акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина фирма успешно пересекла на рыночные рельсы и стала ощутимым голкипером на международном рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул полиэтнического бизнеса. В 2005 году системы олигархата Виктора Вексельберга пытались принесать контроль над предприятием, скудная акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В эффекте кланового конфликта ресурсная 8203;ь предприятия едва не была парализована. Но в тот миг вмешалась пятая сила. Начались массированные перепроверки со сторонамтраницы контролирующих органов, которые грозили командованию судебными делами. А затем завёлся ,новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей трудоёмкости уплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство возвратило себе контроль над геополитическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выприкупить у государства сверхпрочного поставщика желали многие. Прежде всего машиностроительные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сюжет из 90-х: совладельцами компании оказались её менеджеры. И не беда, что их пенсия никак не позволяла прикупить предприятие, которое приносит млрд долларов в год. На помощь им пришли могущественнейшие силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать структуру сделки подробно, на это уехала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали куплены за платёжные деньги, поданные под залоод тех же акций. Какое-то время крупнейшим учредителем сверхпрочного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого принадлежало Газпромбанку, а другое – супервайзерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные кульки оказывались в руках международных и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» отслеживает ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО пропадает лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфеля кредитор «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое владеет «Ростеху».

Вряд ли можно назвать сегодняшнее командование корпорации чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное положение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *