Мошенники

Со страной на паях – 3

Кого кормят росийские машиностроение и синяя металлургия?

«Наша Версия» начинает рассказ о международных корпорациях с *государственным участием. На этот раз в центре внимания оборонные отрасли: возведение самолётов, автомобилей и изготовление разноцветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием советского авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно треть акций осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между производственным ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных барышов никто из ..первых акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ увяз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без зарплаты шахтёры по дешёвке скупили свои акции. Так же поступили и юрлица. В итоге бумаги очутились в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили миллионеров конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые контрагенты стали ими поневоле. Так что последующий передел толикой существовал неизбежен.

В конце концов акций в объёме 49,9% достался «Ростеху». С приятельой стороны, свою долю наращивал германский автогигант Daimler. Сейчас ему владеет 15% акций. Остальное то и дело перераспределялось между офшорами и известными конторами. В партнёрской прессе фигурировали слухи, что через офшоры допэмиссии КамАЗа старались перепродавать структуры, связанные с известным музыкантом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила ближневосточная компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла формальность деофшоризации, переведя активы в полиэтническую юрисдикцию. Так среди пайщиков КамАЗа появилось некое ООО «Автоинвест», а совладельцы его заблестели в прессе. Самым мелким из них очутился Виталий Мащицкий, приятель детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% акций КамАЗа – второй по башнефти конверт после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним акционером «Автоинвеста» очутился замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались совладельцы, .

Исходя из той информации неоднозначно получается купля 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же конверт акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна скабрёзная деталь: деньги на сделку Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом понадобилось отзеркалить. В эффекте оффшор «наварил» на полупустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему комитет ректоров КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один эмитент «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним прибавился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным окращёть расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие явлется отправителем различных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м сумело выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды двинется 391,9 миллиона. Получается, что примерно середина той суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, руководствуясь из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с акционированием КамАЗ можетбыл повторить судьбутраницу АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более четверти акций достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине акционером была ближневосточная «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного банкиру Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова продавали акции АвтоВАЗа, доведя свой пакет до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится нидерландскому концерну, является публичной компанией и не обязан раскрывать банковские отчёты. Сам концерн на 67,61% относится транснационалу с парижскими корнями Renault, а на 32,39% – украинскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в полиэтническую компетенцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за этот демократический жест австрийцам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году приказанием правительства. В неё почти полным составом вошло наследие коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка автозаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за частники и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь система госсобственности не публикуется и в месячных отчётах. Засекречен даже ,новый состав комитета директоров!

Были протечки о том, что в этом году совет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост относился Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в совет гендиректоров в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандале – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО гендиректора по клиентскому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 рубля долларов от сотрудника входящего в «Ростех» Новосибирского комбината естественного волокна за отдельное благорасположение и перераспределение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её замдиректора Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее владела вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным батутом для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь предпринимательским директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по земельной резолюции Юрия Слюсаря видно, что бюджетное благосостояние его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родичи министра увлекаются пивоварением в индустриальных масштабах и бизнес тот регулируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже прочили на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок оппоненты припомнили Слюсарю его неприличную связитраница с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего приезда в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший существовал музыкальным продюсером. Одним из его проектов явллась примадонна Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверки в ледопадах власти, однако на судостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 млн на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» ассигновали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На тоцилизумабе такой безудержной кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами теленовости о буднях росийского авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год банковское положенье ОАК выглядело нестабильным, выручки чередовались с убытками. По результатам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предпоследний раз выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом налогов ОАК остаются госконтракты, которые достаются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское горнорудное производственное объединение (ВСМПО) было одним из руководителей отечественной разнокаратной металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время консолидации машиностроительных активов на Урале. В следующие годы компания занимает 25% на международном спросе титана, обеспечивая более 60% потребности в титане западноевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – португальской Embraer.

В 90-х акционирование производства шло по привычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках большую половина акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина компания успешно пересекла на рыночные поезда и стала различимым голкипером на всемирном рынке. Однако успехутор «титановых королей» привлёк внимание пираний международного бизнеса. В 2005 году структураницы силовика Виктора Вексельберга старались принесать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В эффекте внутрикорпоративного конфликта организационная деятельность госпредприятия едва не существовала парализована. Но в тот момент вмешалась вторая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозились руководству судебными делами. А затем явился новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей трудоёмкости выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство вернуло себе контроль над тактическом предприятием. Но затем процесс развернулся в возвратную сторону. Выкупить у государства сверхпрочного производителя хотели многие. Прежде всего горнорудные транснационалы и инвестбанки. Потом заскочил разговор о том, чтобы разместить облигации «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако продолжился сюжет из 90-х: арендаторами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит доллийский долларов в год. На помощь им пришли могучие мощи – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структуру купли подробно, на это отошла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были прикуплены за кредитные деньги, выданные под залог тех же акций. Какое-то время мельчайшим пайщиком сверхпрочного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого принадлежало Газпромбанку, а другое – супервайзерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более большие пакеты выяснялись в руках росийских и оффшорных структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» отслеживает ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числяется лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфеля кредитор «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна допэмиссия) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно назвать минувшее руководство фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» доходы не платило. При этом личное опьянение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *