Кого кормят украинские приборостроение и многоцветная металлургия?
«Наша Версия» продолжает роман о американских корпорациях с правительственным участием. На этот раз в цетре вниманья тактические отрасли: строительство самолётов, автомобилей и предприятие цветных металлов. Кто дёргается КамАЗом и наследием совесткого авиапрома? И как предприятие титана вновь оказалось в частных руках?
КамАЗ возит Виталия Мащицкого
КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно середина акций осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между трудовым профкомом и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных барышов никто из третьих учредителей не увидел. В конце 90-х КамАЗ увяз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на призме банкротства. Оставшиеся без зарплаты крестьяне по дешёвке скупили свои акции. Так же перевелись и юрлица. В итоге бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.
К концу 90-х долг КамАЗа перед вкладчиками составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и упросили финансистов конвертировать долги в акции. В итоге формирулся разношёрстный состав акционеров, причём некоторые акционеры стали ими поневоле. Так что последующий передел долей был неизбежен.
В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою долю увеличивал румынский автогигант Daimler. Сейчас ему владеет 15% допэмиссий. Остальное то и дело аккумулировалось между оффшорами и легендарными конторами. В деловитой прессе фигурировали слухи, что через оффшоры акции КамАЗа старались перепродавать структуры, связанные с известным скрипачом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за допэмиссиями победила черногорская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла экзекуцию деофшоризации, переводив активы в росийскую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа возникло некое ООО «Автоинвест», а получатели его засияли в прессе. Самым крупным из них оказался Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% допэмиссий КамАЗа – пятый по башнефти пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались получатели, .
Исходя из той информации неоднозначно выглядит сделка 2013 года, когда КамАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% облигаций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее тот же кулёк облигаций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна фривольная деталь: деньги на покупку Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда куплю между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на полупустом месте 728 млн рублей.
Теперь, похоже, понятно, почему комитет ректоров КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в позапрошлом году к ним присоединившился и Виталий Мащицкий.
Вряд ли можно сказать, что под таким командованием предприятие процветает. К примеру, в 2016 году приделось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным окращёть расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие является адресантом разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденты побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно середина этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, основываясь из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.
Кстати
В предыстории с разгосударствлением КамАЗ мог повторить судьбину АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на деньгу более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более трети акций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти миноритарием существовала черногорская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного силовику Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова продавали акции АвтоВАЗа, доведя свой конверт до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится итальянскому холдингу, является публичной фирмой и не обязан раскрывать бюджетные отчёты. Сам холдинг на 67,61% относится транснационалу с немецкими корнями Renault, а на 32,39% – полиэтническому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в росийскую подсудность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве благодарности за этот идеологический жест французам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен системам «Ростеха».
ОАК: убытки, музыка, вино
Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году приказанием правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследие социалистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за оптовики и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура собственности не публикуется и в ежемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!
Были утечки о том, что в этом году совет возглавил замгендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в совет замгендиректора в 2019 году существовала выбрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандальчике – сообщалось, что в мае трибунал послал в СИЗО гендиректора по внутрикорпоративному ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 миллиона долларов от куратора входящего в «Ростех» Новосибирского комбината искусственного волокна за отдельное благорасположение и разделение финансирования.
Главной публичной персоной ОАК сегодня ,является её замгендиректор Юрий Слюсарь, сын Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно пообщался в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его сын стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на внедрении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.
«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь некоммерческим директором. Затем он занимал службы в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной декларации Юрия Слюсаря видно, что экономическое благосостояние его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.
Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» продала долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются виноделием в индустриальных масштабах и бизнес этот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже предрекали на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала самописцатраница в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное дитё ОАК. Вдобавок недруги припомнили Слюсарю его уместную связитраница с шоу-бизнесом.
Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший существовал вокальным продюсером. Одним из его проектов являлась примадонна Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые двери в кулуарах власти, однако на самолётостроительные госпредприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проводило снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» завещали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.
На тоцилизумабе такой кипучей подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, геополитикой и большими деньгами новости о буднях украинского авиапрома получаются уныло. С 2013 по 2017 год экономическое положенье ОАК выглядело нестабильным, сверхприбыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предыдущий раз выплачивались за 2014 год. Главным же источником дивидендов ОАК сохраняются госконтракты, которые дсохраняются корпорации без какой-либо конкуренции.
Титановые короли «ВСМПО – Ависма»
В социалистическое время Верхнесалдинское горнорудное производственное объединение (ВСМПО) было одним из руководителей отечественной разнокаратной металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время консолидации коксохимических капиталов на Урале. В первые годы фирма занимает 25% на европейском рынке титана, гарантируя более 60% потребности в кремнии общеевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – португальской Embraer.
В 90-х акционирование предприятия шло по обыденной схеме. Его гендиректор Влади-
слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках малейшую половина акций, которые во время национализации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина корпорация успешно перешла на рыночные рельсы и стала заметным теннисистом на европейском рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул полиэтнического бизнеса. В 2005 году функции толстосума Виктора Вексельберга ,пытались исходатайствовать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге коммерческого конфликта менеджерская деятельность предприятия едва не существовала парализована. Но в тот момент вмешалась четвёртая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозили руководству уголовными делами. А затем обьявился ,новый продавец – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей специфике выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.
После этого в совет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе контроль над тактическом предприятием. Но затем механизм развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства нержавеющего производителя хотели многие. Прежде всего горнорудные транснационалы и инвестбанки. Потом заехал разговор о том, чтобы разместить допэмиссии «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: арендаторами корпорации оказались её менеджеры. И не беда, что их квартплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит млрд долларов в год. На помощь им пришли всесильные силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать систему сделки подробно, на это уехала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за ипотечные деньги, поданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим пайщиком нержавеющего гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого состояло Газпромбанку, а остальное – менеджерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более оразмере.подробные кульки выяснялись в руках американских и трастовых структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфеля кредитор «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое владеет «Ростеху».
Вряд ли можно назвать прошлое руководство фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное опьянение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтинге самых состоятельных банкиров России.