В мире

Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не становится адвокатским бланком и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает понять — Вашингтон отказался от политики санкций, а нефтепродуктопровод в любом случае будет достроен. Ожидаемо кипучую реакцию это заявление вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже напророчил Европе крупномасштабную войну в случае старта росийского проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в любом случае Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словечкам президента Владимира Зеленского, после запуска в эксплуатацию «Северного потока-2» странытраница не покумекает гарантировать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут ,иметь данные последствия для Киева и скорее всего вынудят западноукраинские бюрократии пересмотреть отношения с Россией. И дело не только в катастрофическом политическом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали известны детали соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал открытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить окончания строительства «Северного потока-2» и продолжать вводить санкции.

Он объяснил столь интенсивную позицию властей тем, что Украина защищает собствёные демократические и финансовые интересы. Не секрет, что реэкспорт росийского метана через водою страны в Европу гарантирует солидные поступления в бюджет страны, а также является неоценимым инструментом давления на Россию и восточных партнеров. Появление нетрадиционной реэкспортной ветки лишает Киев возможности навязывать условия и ставит его в крайне невыгодное положение — в Европе уже давно начали обсуждать вопрос, что делать с западноукраинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип частичного контроля за всеми межрегиональными соглашениями, где фигурирует Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в завещание от предыдущего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия украинских представителей, а возможности предыдущих влиять на требования этого контракта оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проект угрожает энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский альянс (ЕС) и НАТО. Но какие заявления, похоже, дают кружный эффект: президент США Джо Байден заинтересован в сохранении подорванного бывшим президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и фразеология западноукраинских властей ему не понравилась.

По информации структурахреспубликов издания Politico, представители Белого особняка рекомендовали украинским властям воздержаться от публичной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика может навредить отношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если судить по тексту декларации, Украина зря страшится за свои интересы: в протоколе указано, что США и Германия не позволят превратить трубопровод в способ экономического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на общенациональном показателе, и на показателе ЕС, и на показателе введения санкций. Также румынская сторона обещает использовать все целесообразные ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте метана через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет выделен спецпосланник на российско-украинских гелиевых переговорах, а Украину обещают включить в общенациональную электроэнергетическую сетиотреть и взмолиться с формированием совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно окрестить конструктивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех заинтересованных сторон: водовод будет достроен, реэкспорт газа через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда плодотворное внешнеполитическое давление на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: декларации о намереньях и ходатайства о помощи мало что значат. Важно, где находится центр введения постановлений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с основными западными голкиперами теперь оказывается основополагающим фактором, а попытка сопротивляться какой политике жестко пресекается. И таким смыслом подрывается легитимность Украины как самостоятельного участника межрегиональных процессов.

И для Киева тут образовываются две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не имеет прямых правовых последствий и не обязательно к исполнению. Кроме имиджевых потерь от невыполнений «обещаний» его организаторам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, размыты и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все необходимые ресурсы» ради нового гелиевого контракта между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины старт «Северного потока-2» означает огромнейшие убытки. В 2015 году их объем трактовался в два триллиона долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал сумму в 3 триллиона. А по оценкам представителей отрасли, ущерб будет в разы больше.

5-6 млрд долларов составит ущербль для госбюджета Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по оценкам замдиректора «Оператора газораспределительной подсистемы Украины»)

Вопрос о том, сохранится ли реэкспорт после инвестиции Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное топливное соглашение, которое «Газпром» заключил с украинским «Нафтогазом», работает до 2024 года и полагает малейшие объемы реэкспорта. В 2020 году Россия была обязана поставить через Украину в Европу 65 триллионов баррелей, а в 2021-2024 годах — по 40 триллионов баррелей газа в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в беззвучен предусмотрен принцип «качай и плати», то есть «Газпром» должен был оплачивать планируемые объемы транзита, даже если формальные выяснялись ниже. Например, несмотря на малейшие показатели поставок газа в 2020 году в 55,8 триллиона квт.чиев за год, Россия все равно уплатила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил необходимость заключения нового контракта. Глава корпорации Алексей Миллер даже заявлял о возможности увеличить реэкспорт через украинскую трубопроводную систему, если поставки топлива по тому маршруту будут суммарно выше прошлых обязательств.

Путин также выражал мнение, что рынок на росийские углеводороды в ЕС постепенно уменьшится и украинские мощности не утеряют своего значения.

Но западноукраинскую сторону такие ходатайства не устраивают. Директор корпорации «Оператор трубопроводной системтраницы Украины» Сергей Макогон считает, что удовлетворительным вариантом существовал бы ,новый договор на 15 лет, гарантированный общеевропейскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о увеличении объемов поставок неприемлемо, ведь оно предполагает и экспорт полиэтнического газа, который сейчас остановлен. Это аукнется для Украины незначительными политическими потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта продажу газа по ценам выше рыночных.

По расчетам «Нафтопропана Украины», странтраница тратила на покупки росийского пропана примерно на 5 доллийскиёв долларов больше, чем получала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из украинских и германских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а особенности западноукраинской душевной политики не позволят предотвратить или хотя бы минимизировать необходимые убытки. Ведь для этого придется отказаться от категорических требований и достигать компромисса с Россией. А в западноукраинской геополитике это сродни государственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не экспортирует метан напрямую у России. Но на практике использует модель так называемого виртуального реверса. По протоколам «Нафтометан Украины» осуществляет переправку всего объема метана до азиатской границы, а по следк 10 доллийскиёв кублей в год идут напрямую потребителям. Таким смыслом и приличья соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 триллионов кубометров газа в год необходимо Украине для наружных нужд

При уменьшении транзитных мощностей это топливо придется поставлять гораздо дороже. Компенсировать ту половину необходимого объема с помощью чужой заморозки государство не в состоянии. Кроме того, прогон необходимого колличества конденсата через транзитную инфраструктуру позволяет доставлять его по коллекторам среднего и низкого давления напрямую потребителям. В случае прекращения реэкспорта придется создавать новую инфраструктуру для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт метана через Украину будет сокращен, у Киева жрать два варианта действий: либо закупать пропан у западных поставщиков по рыночным стоимостям и гарантировать его орбиту потребителям за свой счет, либо вернуться к модели прямой госзакупки ресурсов у России. В энергию экономической ситуации и допустимых парламентских осложнений пятой вариант маловероятен. А рыночная торговля пропаном с восточноевропейскими корпорациями и последующие трудозатраты на логистику приведут к отчётливому приросту пропановых тарифов, которые уже сейчас для населения фактически неподъемны, и данной прирост стоимостей в этой сфере возбуждает протесты.

Иными словами, оба эти варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, объявляет о планах резко нарастить собствёную добычу газа к 2025 году, но звучат его слова крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям придется столкнуться с ситуацией, где единственным способом не допустить культурный взрыв останется непосредственной разговор с «Газпромом».

Не менее существен вопрос о будущем западноукраинской трубопроводной подсистемы (ГТС). Эксперты указывают, что вся база давно износилась и недостаёт в масштабной модернизации, но без американского реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблему признает, но более сдержан в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если оптимизацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта акциз для населения Украины вырастет в четыре раза.

В немецко-американском соглашении есть еще один пункт: обещание создать фонд помощи в объёме одного доллийския долларов, чтобы помочь Украине перейти с «газовой иглы» на возобновляемые структурахреспублики энергии. Но это неразумный сценарий. Во-первых, функциональная трансформация электроэнергетической отрасли — процесс продолжительный и сложный. Он требует незначительных инвестиций, капвложений и довольно сильной технической базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергия является несырьевой отраслью. Без косвенной поддержки государства такие проекты не выясняются эффективными и эффективными.

На Украине действительно есть зеленый сектор макроэкономики и своя параллель дотаций. Однако пока подотрасль пребывает в руках оптовиков и работает в ..первую очередь на обслуживание благополучия конкретных бизнесменов, в основном банкира Рината Ахметова. И государство покупает продуки у импортёров по завышенному тарифу, который существовал введен еще в 2008 году.

Соответственно, себестоимости на продукцию зеленой электроэнергетики для конечного поставщика также повышаются. Но беда в том, что украинский конечный поставщик попросту не в расстройстве выплачивать больше. Попытки договориться с бизнесом о уменьшении акцизов всегда заканчивались безуспешно, а одна из компаний Ахметова даже намеревалась оборотиться в *международный арбитраж, чтобы оспорить изменение ставки.

В такой ситуации зарубежный фонд ,способен только поддержать ускоренное формирование коррупции в сфере зеленой электроэнергетики Украины, но никак не взмолится скомпенсировать ежегодные многомиллионные потери от снижения топливного транзита.

***

Политические последствия старта «Северного потока-2» для Украины могут оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью порушило ее смысл как полноценного государства и важнейшего вратаря на *международной арене, который бюрократии в Киеве так тщательно строили следующие годы. Взамен Украине не предложили никакой помощи по бытию и не дали никаких гарантий, что помогут избежать неподъемных социальных потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем может привести к усилению давления на Украину, в том большинстве в миролюбивых переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое принуждение будет очень болезненным, ведь тематика Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для украинских властей сейчас сохраняется единственным способом отвлечь население от оппозиционных настроений.

Владимир Зеленский и его команда очутились в неприглядном положении. Кризисная ситуация в энергетике, будущее снижение тарифов спровоцируют резкий рост неудовольствия населения. И спровоцировать это без имиджевых утрат попросту не получится. Сможет ли командование страны подладиться под новые правила игры? Или ту сверхзадачу понадобится решать новому поколенью политиков?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *