В начале сентября Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск против Алексея Навального, Любови Соболь и Фонда борьбы с коррупцией. Поставщик еды в школы и детские сады Москвы компания требует 1,5 млрд рублей — или по 500 млн с каждого ответчика.
«Московский школьник» добивается опровержения причастности компании к массовому отравлению детей в российской столице. Ответчики должны также опровергнуть связь «Московского школьника» и предпринимателя Евгения Пригожина, говорится в иске. Компания указала, что выполняет 119 государственных контрактов на 10,8 млрд рублей.
Массовое отравление детей в московских школах и детских садах произошло в конце 2018 года. Отравившимся поставили диагноз «шигеллёз» — проще говоря, дети заболели дизентерией.
В поставках некачественных продуктов родители и школы обвиняли несколько структур, связанных с предпринимателем Евгением Пригожиным, — в том числе и «Московский школьник». Обвинения поддерживал Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, сам Навальный и юрист ФБК .
- Евгений Пригожин пользуется двумя бизнес-джетами. Один был известен журналистам ранее, мы нашли второй
- Новый самолет принадлежит офшору на Сейшельских островах
- Директор этого офшора — бывший полицейский. Себя он называет начальником службы безопасности «Конкорда», главного актива Евгения Пригожина
- Этот же бывший полицейский владеет через компанию-прокладку половиной «Московского школьника», крупной компанией на рынке питания в Москве
- Офшорная компания бывшего полицейского не только отдала частный самолет в пользование Пригожину, но и заплатила еще одной структуре бизнесмена более полумиллиона евро
Защита Пригожина
«Московский школьник» категорически отрицал как свою причастность к отравлению, так и связь с Евгением Пригожиным. Пресс-служба «Конкорда» как минимум трижды отрекалась от «Московского школьника».
«Конкорд» — это единственный актив на рынке питания, который официально принадлежит Пригожину. После скандала пресс-служба компании предложила в своем паблике вконтакте помощь отравившимся. Связь «Конкорда» и «Московского школьника» отрицали обе компании.
О том, что «Московский школьник» не имеет никакого отношения к Пригожину, вышло несколько статей на сайтах, связанных с «фабрикой троллей» предпринимателя. Вот несколько заголовков:
РИА ФАН: «Московский школьник» ответил на клевету видеоэкскурсией по цехам
Мой район: Павел Панфилов о связях с компанией «Конкорд»: «Меня эти вопросы уже достали»
Новый день: Глава «Школьник-ЮЗ» и «Московский школьник» разоблачил ложь «МБХ-медиа» о его компаниях
В начале августа, когда Арбитражный суд вновь запланировал к рассмотрению иск «Московского школьника» к ФБК, Навальному и Соболь, на сайте «Страна советов» появился подробный комментарий самого Пригожина. Он обвинил Соболь и Навального в вымогательстве и предположил, что его оппоненты сами отравили детей.
«У нас есть свидетели, подтверждающие, что к заболеванию детей причастна в том числе Соболь. Возможно, она с Навальным и были заказчиками и организаторами этого ужасного преступления», — приводит слова Пригожина издание.
Два самолета
За несколько месяцев до массовых отравлений в московских школах из аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге взлетел небольшой самолет Hawker 125-800B с бортовым номером VP-CSP. Бизнес-джет взял курс на юг: пройдя над Черным морем и Турцией, он пересек Средиземное море и приземлился в Ливии.
В этой североафриканской стране уже много лет идет гражданская война. В Ливии фактически существуют два правительства: одно, признанное ООН, контролирует столицу. Второе, возглавляемое фельдмаршалом Халифой Хафтаром, удерживает порт Бенгази и главные нефтяные месторождения страны.
Бизнес-джет Hawker 125-800B с номером VP-CSP
Рейс самолета с бортовым номером VP-CSP отслеживается до побережья Ливии. Нам неизвестно, чем кормили пассажиров этого небольшого двухмоторного бизнес-джета, рассчитанного на восьмерых пассажиров, но можно предположить, что качество еды на борту было лучшим, чем «самолетные завтраки» от «Московского школьника».
Маршруты, которыми летает Hawker VP-CSP, удивительным образом совпали с другим бортом. С 2018 года журналисты, расследующие деятельность Евгения Пригожина и убийство в ЦАР Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко, пристально следили за схожим бизнес-джетом: Hawker 800XP с бортовым номером M-VITO.
Compromat.Ru: 63753
Compromat.Ru: 63754
Сравнительная карта авиаперелетов: на первом слайде совмещены 80 треков борта M-VITO, на втором — 40 треков самолета VP-CSP. Каждый трек может включать полет в одну сторону, рейс туда и обратно или даже сложный маршрут с несколькими промежуточными посадками. Как видно, M-VITO чаще использовался для путешествий в Германию, оба самолета множество раз засекались приемниками в районе островов Кипр и Крит, направляясь к побережью Ливана, Ливии и Сирии. Карта: OpenStreetMap
Как отслеживаются авиаперелеты
Существует множество независимых проектов по слежению за воздушным пространством. Все они работают по одному принципу: добровольцы покупают специальное устройство — фактически радиоприемник, устанавливают приложение на компьютер и отдают данные одному или нескольким сайтам-трекерам.
Часть таких сайтов пытается заработать на собранных данных: предоставляя доступ за деньги или же, наоборот, удаляя информацию по желанию владельцев самолетов. Именно так функционирует самый известный проект на рынке — сайт FlightRadar24. Мы в качестве основного источника данных использовали другой сервис — ADS-B Exchange. Он предоставляет данные бесплатно и декларирует, что удаляет информацию о полетах только по решению суда.
Главный недостаток подобных сервисов — неполнота или обрывочность данных. Очевидно, что информация о полетах доступна только в тех зонах, где есть достаточное количество добровольцев, а треки полетов прерываются над морями, океанами, в безлюдной или гористой местности, над странами с неразвитой инфраструктурой или охваченными гражданской войной. Поэтому во многих случаях мы можем говорить только о направлении полета, а не посадке в конкретном аэропорту.
А причем тут отравившиеся дети?
Когда мы обнаружили новый самолет, предположительно, использующийся в интересах Пригожина, мы попытались выяснить, кто им формально владеет. Управление гражданской авиации Каймановых островов, где зарегистрирован бизнес-джет, указало, что борт с 2017 года принадлежит сейшельскому офшору LinBurg Industries Ltd.
В мае 2017 года этот офшор зарегистрировал филиал в Чехии. По формальному адресу в пражском районе Винограды есть только фирма, которая занимается оформлением документов для компаний. Директором филиала LinBurg Industries стал 35-летний латыш Иво Жутис.
Мы попросили наших латвийских коллег из Red Dot Media поговорить с Иво Жутисом. В квартире на окраине Риги журналисты встретили его бабушку. Та сказала, что внук работает в строительстве и никаким бизнесом не занимается.
Через месяц после этого разговора в чешском филиале LinBurg Industries произошли перестановки. Новым директором стал 33-летний музыкант из Петербурга Виталий Муренцов. Он номинально возглавляет или владеет еще несколькими компаниями — в Эстонии, Австрии и Чехии.
Иво Жутис при этом без работы не остался — как профессиональный номинал, он вскоре стал совладельцем канадско-колумбийской компании по производству медицинской марихуаны. Несмотря на всю обширность интересов Пригожина, мы предполагаем, что эта история уже никак не связана с российским предпринимателем.
Но вернемся в Прагу. Чтобы уволить Иво Жутиса и назначить Муренцова, головной сейшельской компании пришлось предоставить властям доверенность от гендиректора. Им оказался Андрей Юшин. В документе он указал свой московский адрес, номер загранпаспорта и дату рождения.
На одном из сайтов по поиску работы Андрей Юшин составил подробную анкету: он указал, что с 2013 года работает начальником службы безопасности ОАО «Комбинат питания Конкорд» в Москве. Также он рассказал о своем предыдущем опыте: с 1991 по 2013 год он работал в МВД, последняя должность — замначальника полиции по оперативной работе. Уволился он в звании подполковника.
Найм бывших сотрудников МВД и ФСБ — обычная практика для структур Пригожина. Они часто занимают должности номинальных директоров и работают в его службе безопасности.
В июле 2018 года Андрей Юшин пополам с Кириллом Рулевым стали совладельцами компании «Макслайф». Второй — тоже выходец из МВД, раньше он работал в ДПС УВД по Северному округу Москвы. Судя по ИНН и другим персональным данным, Юшин-совладелец «Макслайфа» и Юшин-директор сейшельского офшора — один и тот же человек.
Компания «Макслайф» к моменту появления новых совладельцев была достаточно дорогим активом — за четыре месяца до этого в ее собственность перешел тот самый «Московский школьник», предприятие с госконтрактами на 10,8 млрд рублей, подавшее в суд на Навального, Соболь и ФБК из-за скандала с отравлением детей.
Мы дозвонились до Андрея Юшина, но он отказался «отвечать на провокационные вопросы» и положил трубку. Кирилл Рулев на запрос о переписке не ответил.
Самолеты M-VITO и VP-CSP за последние два года совершили как минимум 15 рейсов в сторону Ливии — треки каждый раз пропадали у побережья страны, чтобы вновь появиться при полетах в обратном направлении. […]
Доплата за бизнес-авиацию
Двое бывших полицейских владеют предприятием, поставляющим еду по госконтрактам детским садам и школам на миллиарды рублей. У одного из них есть бизнес за границей — владение бизнес-джетом. Пассажиры этого самолета очень любят летать на отдых или по делам в Ливию.
Всю эту схему можно было бы представить именно так. Но есть два обстоятельства, которые полностью противоречат этой версии.
В 2014 году издание «Большой город» опубликовало репортаж из деревни, включенной в состав московского района Южное Бутово. Корреспондент рассказывал о людях, живущих на той же улице, где прописан директор LinBurg Industries LTD и совладелец «Московского школьника» Андрей Юшин.
«Татьяна показывает мне в окно кухни маленькую пристройку к дому: «Здесь живет подполковник Юшин с женой и тремя детьми. Как они там помещаются, одному богу известно. Строиться ему не дают, квартиру получить не может. У нас хотя бы площадь большая»», — говорилось в репортаже.
Текст иллюстрировала фотография основного дома и упомянутой героиней пристройки.
Второе обстоятельство — это финансовые отношения LinBurg Industries LTD Андрея Юшина: с апреля по июль 2018 года сейшельский офшор перечислил российской фирме ООО «Бизнес проджект» более полумиллиона (530 тысяч) евро.
До марта 2017 года «Бизнес проджект» принадлежал семье Пригожина — сначала лично предпринимателю, а потом его жене Любови. То есть прописанный в деревне в Южном Бутове бывший оперативник доплачивает Пригожину за пользование номинально своим самолетом полмиллиона евро.
«Бизнес проджект» — ключевая структура в империи Пригожина. Этой компании принадлежит одна из яхт предпринимателя, а также один из самолетов Cessna, используемый российскими «советниками» и наемниками в Центральноафриканской Республике, где погибли Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко.
Тимур Олевский
Илья Рождественский
Дмитрий Трещанин
Михаил Маглов
****
[…] «Новая газета» совместно с Центром по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) посмотрела, куда летает самолет Пригожина, и выяснила, что уже долгое время он, как по расписанию, перемещается в Африку и на Ближний Восток. Что готовит предприниматель, занимающийся обычным кейтерингом, в зонах вооруженных конфликтов по всему миру?
Самолет Raytheon HAWKER 800XP с регистрационным номером M-VITO для Пригожина не чужой. С 2012 года этот бизнес-джет принадлежит сейшельской компании Beratex Group Limited, которая не раскрывает своих владельцев. Зато дочь Евгения Пригожина — Полина публиковала фотографии самолета M-VITO в своем инстаграме (сейчас ее аккаунт закрыт). «Папа доброй души человек», — комментировал фото один из ее друзей. «И не говори», — отвечала Полина.
Судя по фотографиям, которые есть в распоряжении «Новой», супруга и дети Пригожина не раз были на борту бизнес-джета, интерьер которого идентичен Raytheon HAWKER 800XP. Средняя цена на авиационной бирже за такую же модель — около 2 миллионов долларов.
Семья Евгения Пригожина на борту самолета, интерьер которого идентичен Raytheon HAWKER 800XP
На компанию, которая владеет бизнес-джетом M-VITO, также зарегистрирована и 37-метровая яхта ST VITAMIN, которую Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального благодаря соцсетям детей Пригожина связал с самим Пригожиным: вся семья отдыхала на яхте, а дети делились фотографиями в интернете и описывали внутреннее убранство ST VITAMIN. Стоимость яхты — 5 миллионов евро.
Как мы собирали данные о перелетах
Данные о перелетах бизнес-джета Евгения Пригожина с декабря 2016-го по январь 2019-го (26 месяцев) мы собирали из двух источников (FlightAware и ADS-B Exchange), отслеживающих самолеты с помощью наземных приемников и через спутниковые каналы, а также агрегирующих авиадиспетчерские данные. Благодаря показателю высоты над уровнем моря можно определить, совершил ли самолет посадку, шел на снижение или продолжал свой путь дальше, но уже вне поля видимости. Так могло произойти, если самолет летел с выключенным транспондером (радиоответчиком — устройством, передающим сигнал в ответ на принятый сигнал) или вне зоны, где есть отслеживающие устройства.
Куда летал
изображение в полном размере
После многочисленных перелетов бизнес-джета «кремлевского повара» из Санкт-Петербурга в Москву следующим по частоте посещения идет Ближний Восток. За два года бизнес-джет M-VITO 48 раз совершил посадки и взлеты из Бейрута, столицы Ливана, граничащего с Сирией. В большинстве случаев Бейрут, судя по деталям перелетов, использовался только как перевалочный пункт, из которого через несколько часов после приземления джет вылетал в Сирию или в Африку.
Над территорией Сирии M-VITO «засветился» на большой высоте из-за малой зоны покрытия в этом месте, но в некоторых случаях видно, что самолет шел на снижение. Воздушное пространство над Сирией не закрыто для полетов гражданских самолетов, но Европейское агентство авиационной безопасности по необходимости предупреждает авиакомпании о возможности нанесения ударов по Сирии. В итоге очень немногие рискуют там летать. Бизнес-джет Пригожина 21 раз побывал над территорией Сирии с 2016 года.
Помимо Сирии, после остановки в Ливане M-VITO летал в Африку. Над всем африканским континентом почти нулевая зона покрытия устройствами, принимающими сигналы самолетов. Первый раз самолет Пригожина был замечен в Африке над Египтом 10 ноября 2017 года на высоте 11 тысяч метров. Эксперт в области авиации объяснил «Новой газете», что это стандартная высота полета самолета, при которой он продолжает свой путь дальше и не заходит на посадку. Самолет либо оказался вне зоны покрытия, либо выключил транспондер. Вскоре после этого полета, в декабре 2017 года, Москва получила от ООН разрешение на отправку оружия и инструкторов в Центральноафриканскую Республику, несмотря на введенное с 2013 года эмбарго.
С тех пор, по данным трекинга, бизнес-джет 27 раз «пропадал» над Египтом, рядом с Ливией или над ней. То, что самолет «кремлевского повара» все-таки не садился в Египте для отдыха на курортах, подтверждают сообщения кенийских СМИ: бизнес-джет Евгения Пригожина прилетел из Судана в Найроби (столицу Кении) 17 декабря 2018 года. По данным трекера мы видим, как M-VITO вылетел из Берлина и приземлился в Бейруте (Ливан). Затем в тот же день самолет вылетел из Бейрута и пропал над Египтом. Получается, что бизнес-джет пролетел Египет и сначала залетел в Хартум (столицу Судана), откуда отправился в Кению. Посадку самолета Пригожина кенийским журналистам подтвердил директор гражданской авиации Гилберт Кибе. На борту находились пять человек, но правительство Кении отказалось сообщить, входил ли в их число сам Евгений Пригожин. Пробыв в Кении три дня, M-VITO уже с семью пассажирами отправился в Нджамену (столицу Чада). А в деталях перелетов видно, как 23 декабря бизнес-джет снова появляется над Египтом, делает остановку в Бейруте и возвращается в Москву.
Пока вся страна была на новогодних каникулах M-VITO курсировал все по тому же маршруту: 6 января 2019 года бизнес-джет прилетел в Бейрут из Санкт-Петербурга и через 2 часа отправился в Африку, снова пропав на большой высоте над Египтом; 8 января после остановки в Бейруте самолет вернулся в Россию. А через два дня M-VITO появился над Африкой уже около Ливии.
Нельзя сказать наверняка, был ли Пригожин на борту своего самолета во время всех этих перелетов. Возможно, для него действует «особый порядок» полетной регистрации. По словам источника, имеющего доступ к данным регистрации, в базе нет информации о регистрации Пригожина или кого-либо другого на рейсы M-VITO.
Однако 24 апреля 2018 года Пригожин был зарегистрирован на один полет из Москвы в Хартум (Судан) на борту другого самолета — с регистрационным номером М-NJSS. Согласно источнику, имеющему доступ к данным полетной регистрации, Евгений Пригожин прилетел на этом самолете в сопровождении двух бойцов «группы Вагнера» (в распоряжении редакции имеются документальные подтверждения причастности сопровождающих к «ЧВК Вагнера»). […]
«Новая газета» отправила вопросы Евгению Пригожину на официальные почты группы компаний «Конкорд». И еще на одну почту (
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
), опубликованную в группе ВКонтакте под названием «Пресс-служба компании «Конкорд»». Последнюю неделю с этого адреса журналистам разных изданий приходят ответы якобы от Евгения Пригожина. Передает ответы и ведет группу некая «Валерия Конкорд», чью реальную личность невозможно установить по аккаунту. В этой же группе публикуются вопросы журналистов и ответы от «Пригожина». Якобы Пригожин ответил «Новой газете», что самолетом с регистрационным номером M-VITO он не владеет и им не пользуется, страны Африки, Ливан и Сирию он на борту этого самолета не посещал, о своих интересах в этих странах рассказать не может.
P.S.
На момент подготовки материала к публикации M-VITO совершил еще один перелет. С 25 по 30 января этот самолет находился в Африке, потом вернулся в Москву.
Ирина Долинина
Алеся Мароховская
Источник: , 04.02.2019