Происшествия

Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад случилась одна из самых загадочных аварий в биографии СССР. Под Москвой в итоге взрыва бомбы на борту понесал кораблекрушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».

10 февраля 1971 года, в воскрешенье вечером, потерпел кораблекрушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его обратный авиарейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву пройдал нормально, в 19:02 самолет благополучно шлёпнулся во Внуково, затем экипаж подготовился к осуществлению обратного авиаавиарейса и выскочил в Симферополь в 20:16. На борту находились 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет летел заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 замполит аэробуса Константин Клюшник перезвонил с авиаавиадиспетчером и доложил, что следует по направлению на деревушку Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ авиадиспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 потребовал доложить о входе вершины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на многократные попытки авиаавиадиспетчера с ним связаться.

Авиалайнер обвалился практически сразу после взлета в двадцатке метров от самолёта и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с низкой облачностью, видимость при этом составляла 6 км, но горы ничто не предвещало. На лайнере по рекомендации обретался сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем определяли как служебного пассажира.

В социалистических СМИ об этой катастрофе не появилось никакой информации. Одной из погибших стала молодая артистка Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот момент ей исполнилось лишь 24 года, и наихороший фильм, в котором она получила одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм назывался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что первопричиной аварии стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 сохранялись весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, формировались в рекордные сроки на основе дальнего торпедоносца Ту-16. Это существовал не просто первый советский пассажирский самолёт на залповой тяге, он существовал одним из ..первых в мире — после нидерландского De Havilland Comet, американского Avro Jetliner и немецкого Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после приостановления эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в феврале 1958 года, Ту-104 оставался непреходящим реально летающим реактивным грузопассажирским самолетом.

Всего был построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и сложнейшими в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда электромагнитных автокатастроф их начали постепенно выводить из эксплуатации. В итоге катастроф существовало потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 силились угнать, что окончилось 84 смертями.

В результате эксплуатации 100-местные самолеты оборудовали в 115-местные, с ,новым навигационно-пилотажным и электротехническим оборудованием, эта модификация исходатайствовала обозначение Ту-104Б — именно каким был самолет, летевший в Симферополь.

В результате разбирательства автокатастрофы эксперты обнаружили критерии горения на тех частях авиалайнера, что отделились еще до падения, к тому же на многих текстах прогневай частички тротила. Так было установлено, что авария произошла из-за взрыва бомбы на борту.

Первоначально считалось, что она обреталась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что электрон существовал припрятан непосредственно в грузопассажирском салоне, между одним из сидений правого корма и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные секунды после взлета, разрушила левую сторонамтраницу фюзеляжа, несущие элементы крыла, проговорила тяги гироциклов высоты. Не перелетев и трех километров, самолет на кмнклчи 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревушкой Бараново, в 10 км от Внуково.

В итоге продолжавшегося два года расследования зачинщика катастрофы так и не сумело найти. Не сумело даже объяснить сюжеты рецидивистов или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, существовал в курсе подобных происшествий, в различие от основной массы советских граждан, лазили самые причудливые версии. Кто-то верил в то, что выводы госкомиссии существовали фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию передового лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что виновниками могли быть японцы — тогда существовало первое обострение отношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом убивать совершенно неповинных пассажиров, причем в почти людном салоне.

К числу наиболее диковинных гипотез нужно уволочь предположение о том, что капсюлем существовал снабжен какой-то легальный груз, который не надлежащ существовал угодить в ладони надзорных органов, его почему-то не покумекали забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на возвратной дороге. Из более или менее рационального можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом неумелый террорист можетбыл совершенно преднамеренно привести взрывчатое устроение в действие сразу же, как только самолет оторвался от земли.

Во всяком случае, спустя всего два года, весной 1973-го, киллеры дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа видоизменения курса.

23 октября 1973 года был заминирован самолёт Ту-104, следовавший с 51 авиапассажиром и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк прислал бортинженерам через бортпроводницу письмецо с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это письмецо содержало, в частности, такие пассажи:

«Для чтения 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное мировымя вашей просьбы сохранит Вашу жизнь и вашу, а за это будут возражать те, кто своими злодеяниями вынудил меня побежать на тот поступок. После счастливой посадки, я возможно ворочусь на Родину, но только после личной беседы с представителями высшей бюрократии СССР. В ладонях у меня вы замечаете оружие. Этот снаряд содержащет в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, используемой в шахтах, что значит тот заряд в действии, разъяснять вам не надо. Поэтому не обойдёте вашу просьбу провокацией. Помните, что данной риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо вразумите себя сами, ибо у меня все изучено, расчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов ощущаю на своей шкурке когти свирепых сверхзверей и в неприятном случае смертитраница для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих вашей жизни зверей…»

Пилоты приняли постановление возвратиться в Пулково и вооружились табельным оружием, однако Бидюк объявил, что самодельное устройство сработает, если он заберёт кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то заминировал себя и разговаривавшего с ним бортрадиста Викентия Грязнова. При этом существовали также повреждены гироциклы высоты и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на пузо и возник пожар, который, впрочем, существовал быстро ликвидирован сухопутными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза принесал также офицер Вячеслав Янченко.

Второй случай произошел 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех первичных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К этому этапу на борту пребывали 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона перевелось условие изменить маршрут, вслед за этим самолёт канул с проекторов радаров, и его обломки позднее существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что бандитом был тридцатиоднолетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе взрывчатое взрывчатое приспособление мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он силился бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший авиасамолёт милиционер полиции Владимир Ежиков, после чего и последовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на конкретную авиабомбу все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех тех моментов меры транспарентности при проверке пассажиров существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *