Красноярские заводы, производящие литые автомобильные диски — литейно-механический завод (ЛМЗ) СКАД (актив «Русала») и КиК, пожаловались в Евразийскую экономическую комиссию на китайских конкурентов. По их данным, цены на продукцию из КНР на 21% ниже, чем у других производителей, что снижает рентабельность компаний, реализующих автомобильные диски в ЕАЭС.
Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК начал антидемпинговое расследование в отношении китайских поставщиков литых алюминиевых колесных дисков (копия уведомления есть в распоряжении “Ъ”). Расследование инициировал красноярский ЛМЗ СКАД (контролируется «Русалом»), его поддержал завод КиК (в 2017 году «Русал» сообщил о планах приобрести предприятие). Как указывает СКАД, китайские литые диски поставлялись на рынок ЕАЭС с июля 2016 по июнь 2017 года по сниженным ценам. Демпинговая маржа при этом составила 126% при минимально допустимых 2%. За этот период объем потребления колесных дисков вырос на 17,7%, а объем демпингового импорта из КНР увеличился на 41,7% и составил 37,1% от общего объема импорта дисков в страны союза. СКАД отмечает, что цены китайских конкурентов были в среднем на 21% ниже, чем у других поставщиков. В «Русале» “Ъ” сообщили, что СКАД «заинтересован в защите интересов потребителей от недоброкачественной продукции и необоснованного демпинга со стороны китайских производителей».
Расследование планируется завершить до 2 марта 2019 года, уточнили “Ъ” в ЕЭК: «Сейчас происходит регистрация участников расследования и отбор китайских производителей, экспортеров, для которых в ходе расследования будет определена индивидуальная демпинговая маржа».
Если итоги расследования подтвердят выводы СКАД и КиК о наличии демпинга и ущерба для отрасли экономики ЕАЭС, то ЕЭК может принять решение о введении антидемпинговой пошлины. Но если поставщик обязуется пересмотреть цены на товар или вовсе перестать его поставлять на таможенную территорию ЕАЭС, то расследование будет прекращено, говорит партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая. «Инициируя такое расследование, производитель, скорее всего, пытается создать для конкурента невыгодные условия ввоза товаров в Россию,— отмечает она.— Как следствие, конкуренты или уйдут с рынка, или повысят цены до уровня российских производителей».
По данным СКАД, на рынке ЕАЭС доля его и КиК составляла на июнь 2017 года не менее 86%. Россия является крупнейшим авторынком ЕАЭС, на нее приходится до 80% продаж литых колесных дисков в союзе, говорит партнер практики «Стратегия и операционная эффективность АО «НЭО Центр»» Александр Ракша. Эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев оценивает емкость рынка новых дисков в ЕАЭС приблизительно в 12–15 млн штук в год, литых — 4,5–6 млн штук, в России — 9,5 млн, из них 3,5 млн штук — литые. С началом кризиса российский автопром отказался от импорта, в том числе и литых колесных дисков, с рынка РФ практически полностью были вытеснены крупнейшие мировые игроки (Enkei, Alutec, BBS, Dezent), а ключевыми поставщиками стали СКАД и KиK, напоминает Александр Ракша. На российском рынке совместную долю этих заводов можно оценить в 55–60%, говорит Алексей Калачев: «Остальное — импорт, половина которого поставки из Китая».
Ограничив китайских конкурентов, российские производители смогут поднять цены, считает господин Калачев, отмечая, что алюминий в 2017 году подорожал в среднем на 23%. Объемы производства дисков будут зависеть от динамики развития авторынка, говорит эксперт: «Авторынок вернулся в траекторию роста. Это значит, что объемы производства дисков только за счет роста спроса могут увеличиться на 10–15% в этом году». По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, в этом году российский авторынок может вырасти на 10% — до 1,75 млн машин.