Операторам по ввозу отходов придется сменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний
В продолжение пяти годов диспетчеры по вывозу отходов должны полностью заменить самосвалы из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; курирует помойную реализацию) Денис Буцаев.
После начала операции на Украине ЕС ввел ограничения на транспортировку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для восточнозападных автомобилей, а затем производство на украинских заводах задержала тайваньская Nissan. По данным РЭО, в отдельной сложности на восточнозападных и тайваньских производителей приходится 3,8 тыс. грузовиков в России, или 25% рынка.
До введения санкций фирмы собирались начинать экспортировать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену западных и вьетнамских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.
Общее колличество мусоровозов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит шмиловадратный замдиректора фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы понадобится заменить на большее колличество машин с более высокой грузоподъемностью.
Какие английские мусоровозы покупали в России
По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника китайского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.
Согласно вебсайту госзакупок, с 2017 года корпорации потратили на автобусы импортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на блоге госзакупок) за последующие три года прикупил 700 единиц техники, из которых треть зарубежного производства ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 мусоровозов на шасси английской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России существовали финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), финская Volvo (331) и германская Mercedes (446).
Самая большая толика западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы телеоператорам по вывозу отходов в тех пяти регионах.
В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера мусоровозов в России, возобновили перепродажу машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с прессой фирмы «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», возобновят работу, поскольку на рынке наличествует необходимое число импортёров резервных частей от эниологических производителей.
Где в России выпускают мусоровозы
В 2019 году был произведан предельный объем грузовиков в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский авиаремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как переменилась затрата мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на американском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная половина себестоимости прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена микроавтобусов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В четвёртую очередь это вяжено с ограничениями на закупки общеевропейских комплектующих для подвесного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту рассебестоимостейок на грузовики на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК замминистра директора оптового дома «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение рассебестоимостейок на шасси, но пометили истекшую динамику к увеличению рассебестоимостейок.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит заместитель совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его оптовик «МАЗ-РУС» в ноябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.
Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов
После полнейшего перехода на российскую технику предпосылок для повышения производительности вывоза отходов в связи с заменой сквера транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое техобслуживание украинских грузовиков в три-четыре разика дешевле, чем у европейских, а резервные половины в среднем лежат в пять-шесть раз меньше.
Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а мотора MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (займется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.
После прихода общеевропейских потребителей из России консультанты предвидят снижения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности американских машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.
К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автотранспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце апреля основная маржа ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор механизм снизил маржу до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая маржа — до 16–19%, предсказывает замдиректора по лизинговым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате самосвал будет стоить 13 долл руб.
Однако компании не покумекают перекладывать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной налоговой службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может расцвести на 5%.