Мошенники

Профессионалы намыть

Кому мешает платить деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, получает определенным бизнесменам, тратить деньги на особых условиях. Не без участия Соколова некие финансисты сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали мозговой ломотой властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга закрыл социальные разбирательства масштабного девелоперского проекта по намыву акваторий на северной части Васильевского материка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный девелопер «ЛСР» совместно с нижегородским ООО «Экоскай». Право на намыв части акваторий и обустройство «Группа ЛСР» дала в апреле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой серьёзной на земельном авторынке за первые несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка пройдало при забавных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, послав начальную цена лота в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 июля 2019 года, а сами торги должны имелись провести в ноябре. Аукцион заинтересовал всех громаднейших генподрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по беспричинным причинам за день до возобновления приема регистраций аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов возможным пересмотром условий поставки актива самим банком, либо присутствием игрока на рынке, готового уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно обозвать простым совпадением. Отметим, внезапная отмена торга прошёла на фоне совещания грядущих изменений в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что губернатором по инвестициям умеет стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на ээтот случай пятый начальник бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра прошёл в августе встречу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет переписки не раскрывал, , что заключается руководителем одного из мощнейших генподрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот случай «ЛСР» уже бетонировало территории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как председатель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В апреле 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в предплечье назначения на обоподобную должность. По наибольшей половины это можетбылло быть похлопочато в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проектенты в Санкт-Петербурге и неказистые взаимоотношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского дока и размыва 476 Га современных территорий, начал осуществляться с 2005 года. Его исполнителем стал холдинг First Quantum и входящие в него фирмы – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, рассмотрение и осуществление размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (застройщик саможетбыло дока) и ЗАО «Терра Нова» (тактический инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным акционером деятельности ГК First Quantum назывался кредитир и на этот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В пятнице инвесторов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетбыл быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался президентом «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему кредитир пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших кредитира в этот период. На рестарте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее кредит сына экс-губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и представляется им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты министерства городка получили плавный старт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной разработке бизнесмена с действующими тогда чиновниками из полуроты губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса оборонного акционера для создания намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень оглушительного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и разделение земель без фестиваля и конкуренции, был присвоен схемной корпорации из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имнущей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что талантливая компания обговорила глобальный ремонтный проект за столь четырехстраничный срок, когда согласование ларька можетесть застопориваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждением статуса наступательного инвестора не было и у «Терра Нова», которая приобрёла у «» (фактически же First Quantum приобрёл сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге бизнесмены получили в свое владение большую территорию и невозможность заработать. И не только они, присмотруги чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала оразмере.подробным потребителем монтажных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили невозможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в возведение новых объектов. Вопрос пожил ли Соколов без благодарности за обеспечение услуг скорее всего следует счесть риторическим.

Складывается представление, что схемтраница указания инвестпартнерства и перевода губернской приватизации в публичную на длительные годы станет отличным рубелём обогащения Соколова и его друзей, также затруднением для реализации проектов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при разработки проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на невыгодных для себя условиях при специфической преполученности со стороны властей города, ограничивая необходимости инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому имелся получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., стимулирование проекта, его внеплановое сопровождение и снятие преодолений похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал статус противоракетного брокерского проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде привилегий на перераспределение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на соглашение внешнеторгового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный сообщил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте вздумало необходимым в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации тоннеля и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на явную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта имел невозможность предоставить из трансферта правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель сооружён не был, он стал причиной ажиотажа и банковских потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование закупки тоннелепроходческого щита у германской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный застройщик – компания на момент авансирования возникала собственником 10% акций НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе закупки от щита представлено не было. По документам было заплачено возведение щита, но по итогу его никто не видел. НКК не умела сэкономить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу отставной градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы удостоить хлебовоз без скандалов и проблем с завышением проектной рентабельности объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность провести законный фестиваль на термопресс другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна история с неполучением надзора над Павловскими общагами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург принесал региональный монумент цивилизации в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала публичный интерес к объекту, заявив о намерении переоснастить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания выдаёт объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и мгновенное согласование легкорельсового соглашения сопрягают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто можетесть раскручивать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили философское помещение бывших конюшен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в приватизацию без фестиваля и партнёров для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче конюшен было принято сельским правительством в полузакрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических конюшен без фестиваля частному застройщику впоследствии оказывалась микрообъектом верификации ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в кредиторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности сформировались из-за продолжительного процесса смены совладельца и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в клоповнике города 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое умелло бы приносить прибыль Петербургу в случае благоустройства правомерного фестиваля и поручения благонадежного инвестора. Либо же монумент культуры умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по сельхозучастку с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел удостоить за субъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день прерывает подразумеваться в губернских проектах. Одним из таких объектов заключается трасса «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – мелкий антимонопольный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного партнерства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) оказываются структуры депозита ВТБ.

Статус тактического лизингового партнера города ВТБ дал в мае 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны строительныетраницы и соответствие подзаконных росздравнадзоров по проектенту предпринимательским интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар возмещает МСС недополученную прибыль из своего госбюджета. Речь идет о уплате разницы между минимально предодобренной выручкой предпринимателя и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение госбюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и рассмотрение выплат приведало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что предпринимателя и так платит деньги, а гектородар ничего не должен компенсировать. В мэрии это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем стала тайность предодобренной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые концессионер ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять оплаты напрямую из бюджета в выгоду МСС и избежать скандалов, правительство завещало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат судовладельцу под неприкосновенности города. В июне этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания отказала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше парламентарии можетбыли хоть как-то регулировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с появлением АО такая перспективу пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у киоскёров и депутатов нет нужды спорить о сумме выплат для банкира ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по термопрессу подрядчика для проектирования ЗСД пройдл в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект проектирования вошел кредит ВТБ, владеющий четвертью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители выплачивают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков автодороги на переднеприводном грузовике при наличной выплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения себестоимость полного путепровода по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных обстоятельств можетесть . Помимо этого, центр Петербург показывает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов выжидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего ухода на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл операциикоалицию кадров в логистическом блоке, раскинув на должности в различных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ почитают замглавы Комитета по совершенствованию транспортной стройиндустрии Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он бывал откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под неприкосновенности города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в тесных отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь кушать перспективы оперировать сверделью компенсаций.

Соглашение оказывается кредитной тайной, спикеры не замечают трат, а городишко просто обговаривает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие устойчивых внепартийных бандгрупп выставляет под угрозу и опорочает лизинговую насыщенность города. Процесс лоббирования сановниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут вставать на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже тогдашний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова повлечёт споры к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *