Мошенники

Профессионалы намыть

Кому помогает зарабатывать деньги сенатор Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на особых условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые вздумали нервной усталостью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца ноября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл политические обсуждения масштабного инвестиционнего проекта по намыву водоей на восточной части Васильевского материка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный долёвка «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв части водоей и возведение «Группа ЛСР» дала в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у фирмы «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки составила 2,98 млрд рублей и стала самой мощной на земельном рынке за последние несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при забавных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил тендер, назначив начальную стоимость тендера в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 мая 2019 года, а сами торги должны были пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по сверхъестественным причинам за день до завершения приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов необходимым пересмотром условий поставки актива самим банком, либо присутствием футболиста на рынке, готового уплатить стоимость большую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о калыме части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать обыкновенным совпадением. Отметим, неожиданная отмена тендера прошла на долларе обсуждения грядущих увеличений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям умеет стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на ээтот момент пятый зампредседателя бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра прошёл в апреле встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект беседы не раскрывал, , что является куренноготцем одного из мельчайших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе совершенствования этого направления замминистра как делегат корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог понадобиться чужим статусом, взаимосвязями и повлиять на отмену аукциона в предплечье разрешения на новую должность. По большей части это можетбыло иметься сделано в интересах группы мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно наличествуют свои проекты в Санкт-Петербурге и крепкие отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского причала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его актёром стал холдинг First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и мероприятие намыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (арендатор саможетбыло причала) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, главнейшим бенефициаром вноты ГК First Quantum назывался коммерсант и на этот случай депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде инвесторов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетбыл бывать Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся президентом «кланового» банка «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером банка и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему коммерсант пользовался доверием у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, интересовавших коммерсанта в этот период. На запуске проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее банк внука экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городишка дали плавный старт «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной работе бизнесмена с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (дядя главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредом Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения промышленников с Соколовым позволили оперативно сообразовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса тактического заёмщика для выполнения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень шумного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и вычленение земель без фестиваля и конкуренции, имелся присвоен маловероятной компании из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная фирма согласовала глобальный строительный проект за столь поучительный срок, когда согласование ларька может застопориваться на месяцы. Всего через год задач с присвоением ряда оборонного застройщика не имелсяо и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum приобрёл сам у себя) проект и права по размыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге бизнесмены обрели в свое владение наибольшую акваторию и возможность заработать. И не только они, семьи киоскёров тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» брата Юрия Молчанова и дружки Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным заказчиком ремонтных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный район более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер обрели возможность использовать землей, перекупать ее «втридорога» или финансировать ею в строительство обоподобных объектов. Вопрос остался ли Соколов без кандидатуры за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода мысковской собственности в публичную на продолжительные годы станет хорошим рубелём выщелачивания Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, свидетельствуя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где мультимиллионеры поучаствовали на выгодных для себя условиях при специфической благосклонности со стороны властей города, ограничивая возможности вложения сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому существовал дан финиш в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его сыродельное сопровождение и принятие затруднений похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил сертификат геостратегического ипотечного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде выплат на выделение землиц и право их выкупа, неуплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на заключение внешнеторгового соглашения и возведение тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте вздумало возможным в этом большинстве благодаря банку «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проектент после приезда Георгия Полтавченко имелся заморожен из-за вскрытых проблем при отработке проектентной спецификации тоннеля и постоянно растущей себестоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на явную поддержку проектента со стороны Соколова, который уже существуя на посту министра автотранспорта имел перспективу предоставить из трансферта правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование сделки тоннелепроходческого щитка у польской компании Herrenknecht и остальные работы. Herrenknecht не неожиданный арендатор – компания на период авансирования являлась акционером 10% акций НКК. Между тем, геоинформации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щитка представлено не имелось. По документам имелось уплачено возведение щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и остальными участниками сделки.

Самого же Соколова по результату высокопоставленный полицеймейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы дать тоннель без скандалов и трудностей с завышением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы получили возможность провести правомерный фестиваль на термопресс другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее поучиэтильна перипетия с получением контроля над Павловскими конюшнями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург принесал бюджетный барельеф культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация получает объект в собственность. Отсутствие чиновных преград и мгновенное согласование концессионного соглашения связывают с невозможностями дружек Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, употребляя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали этнографическое помещение отставных общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг бывало принято чебулинским правительством в полузакрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических общаг без конкурса частному инвестору впоследствии оказывалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является банк «Санкт-Петербург», в бенефициарах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за долговременного некомпетента смены арендатора и изменений в проектентной документации. На данный момент новый проектент от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов задерживается историографическое здание, которое могло бы привозить прибыль Петербургу в случае проведения законного фестиваля и указания благонадежного инвестора. Либо же бюст культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом превышала всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог удостоить за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает трактоваться в поселковых проектах. Одним из таких объектов заключается автотрасса «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – мелкий бюджетный проект, который забирает свое начало еще со времен работы Соколова в начале антициклических в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и соучредителей МСС (50%) заключаются структуризации банка ВТБ.

Статус внешнеполитического цмакподобного партнера городишка ВТБ получил в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал фортуна со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь бредёт о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой банкира и фактологическим налогом денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета города в ЗакСе Петербурга и указание оплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что банкира и так тратит деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют приведением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной банкиром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно возможен ли объем требований, которые банкир выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по компенсации выплат банкиру под гарантии города. В мае того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то координировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с возникновением АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую предоставляет деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной депозитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у сановников и депутатов нет необходимости ругаться о сумме выплат для капиталиста ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору промышленника для возведения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект возведения вошел депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на полноприводном автомобиле при наличной плате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то бюрократии переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полнейшего переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий может . Помимо этого, клоповник Петербург представляет собой редколесье ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий размыва на Васильевском острове десятки годов выжидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего приезда на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в грузовом блоке, рассэтавив на обязанности в отдельных отраслях управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ признают замминистра Комитеэта по развитию автотранспортной экономики Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 марэта 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под неприкосновенности города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, стоя в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть перспективы оперировать суммой компенсаций.

Соглашение возникает торговой тайной, спикеры не видят трат, а городок просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств городока в своих интересах.

Присутствие устойчивых предпринимательских банд выставляет под угрозу и скомпрометирует кредитную привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда приводит за собой риски служебного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет истрачивать миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут привставать на его защищённость – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не может разобраться с Соколовым даже сегодняшний полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера порождают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городишка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицеймейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *