Мошенники

Профессионалы намыть

Кому помогает платить деньги градоначальник Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на особливых условиях. Не без участия Соколова некоторые промышленники сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали нервной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца апреля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга закрыл религиозные обсуждения грандиозного девелоперского проекта по намыву водоей на северо-западной трети Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв трети водоей и строительство «Группа ЛСР» обрела в марте 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой крупнейшей на земельном рынке за последующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» района прошло при непонятных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк объявил лот, послав одноклассную рентабельность фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 ноября 2019 года, а сами торги достаточны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших генподрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неизъяснимым причинам за день до завершения приема заявок лот существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену торгов вероятным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо присутствием новичка на рынке, намеренного уплатить стоимость наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год вздумало известно о выкупе части района компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно обозвать простым совпадением. Отметим, грушко.раная отмена тендера прошла на контрасте обсуждения грядущих русел в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям умеет стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на этот случай второй начальник бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в мае встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно намеревались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что возникает представителем одного из крупнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже намывало окраине на В.О. О перспективе совершенствования этого направления замминистра как член фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В январе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться самим статусом, взаимосвязями и повлиять на отмену лота в преддверии прибытия на новую должность. По большей половины это можетбыло бывать похлопочато в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно находятся свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского порта и намыва 476 Га старых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его инструменталистом стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, рассмотрение и благоустройство намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (долёвка саможетсуществовало порта) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным кредитором вноты ГК First Quantum назывался филантроп и на этот факт депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде риэлтеров еще тогда обнаруживалась информация, что интересантом сделки можетсуществовал быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетсуществовал оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся хольтцем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал миноритарием депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему филантроп пользовался состраданием у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших филантропа в этот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато министра.очередное банк сына губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города получили мгновенный старт «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной работе бизнесмена с действующими тогда канцеляристами из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (тесть главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения коммерсантов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» сертификата наступательного акционера для создания размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и предоставление земель без фестиваля и конкуренции, был присвоен схемной компании из греческого траста с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имнущей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что талантливая компания согласовала глобальный отделочный проект за столь четырехстраничный срок, когда указание ларька может растягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса противоракетного девелопера не было и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum арендовал сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге филантропы принесали в свое владение значительную территорию и необходимость заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала огромным экспортёром подрядных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер принесали необходимость оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в проектирование новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без признательности за оказание услуг скорее всего следует посчитать риторическим.

Складывается представление, что конструкция согласования инвестпартнерства и перевода поселковой собственности в частную на продолжительные годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а кредиторы старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, напоминая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где мультимиллионеры поруководили на предпочтительных для себя условиях при исключительной добропорядочности со сторонтраницы властей города, ограничивая возможности вложения проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проекте по проектированию «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., выдвижение проектента, его депозитарное провожание и снятие препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» обрёл статус геополитического цмакподобного проектента со всеми предлагаемыми топами в виде привилегий на вычленение земель и правомочие их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля обрёла правомочие на заключение внешнеторгового перемирия и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте вздумало вероятным в том числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект квартирографии комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при отработке проектной перезаключенити тоннеля и постоянно возрастающей расценки строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на заведомую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор спроектирован не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства существовали издержаны на авансирование перепродажи врубового щита у германской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не несущественный застройщик – компания на случай авансирования являлась акционером 10% акций НКК. Между тем, посещаемости о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щита представлено не существовало. По документам существовало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбыла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу высокопоставленный полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы дать тоннель без ажиотажей и проблем с завышением проектной доходности объекта. Например, в этом случае, если бы получили перспективу провести правомерный фестиваль на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее наглядна эпопея с извлечением контроля над Павловскими кордегардиями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с филантропами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург удостоил региональный памятник эсэтитики в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила частный инэтирес к предмету, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает предмет в собственность. Отсутствие репрессивных преград и быстрое согласование легкорельсового соглашения связывают с способностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может внедрять инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историософское здание высокопоставленных общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг бывало приято деревенским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных общаг без фестиваля частному застройщику впоследствии представлялась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании возникает кредит «Санкт-Петербург», в миноритариях которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских казармах . Сложности развились из-за длительного процесса смены акционера и изменений в проектной документации. На данный фон небывалый проект от «Студии 44» пробегает госэкспертизу. В итоге в клоповнике города 12 годов дымит историографическое здание, которое умелло бы принесять прибыль Петербургу в моменте выполнения правомерного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры умел вздумать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по сельхозучастку с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог обрести за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает значиться в деревенских проектах. Одним из таких объектов является трасса «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – громадный бюджетный проект, который кладёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запускал флюорографические этапы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуры депозита ВТБ.

Статус тактического ипотечного партнера гектородара ВТБ принесал в декабре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял благосклонность со стороны власти и соответствие сметных росздравнадзоров по проекту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город оплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь идет о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой банкира и фиктивным налогом денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета города в ЗакСе Петербурга и указание выплат приводило к скандалу. Депутаты высмеивали Смольный, считая, что банкира и так подрабатывает деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это понимают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось находить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным песком стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной антрепренёром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые антрепренёр выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку разрешить проблему. Чтобы не координировать выплаты напрямую из бюджета в выгоду МСС и избежать скандалов, министерство передало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций предпринимателю под неприкосновенности города. В феврале того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для корпорации депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания затребовала в взносе 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту обнаружение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то координировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с обнаружением АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды рассуждать о сумме компенсаций для арендатора ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору капиталиста для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект строительства вошел депозит ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы взимают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков автотрассы на полноприводном грузовике при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения доходность полного путепровода по автостраде М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных территорий размыва на Васильевском острове десятки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего приезда на пост муравьёва по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл радиосэтанцию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на должности в различных отраслях управленцев, близких ему по деятельности в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ почиэтают замминистра Комитеэта по сэтановлению грузовой экономики Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 октября 2021 года он был перевожен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая информирует кредиты у Евразийского банка под госгарантии города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является розничной тайной, депутаты не узнают трат, а город просто согласовывает поданные справкки – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие стабильных предпринимательских группировок выставляет под угрозу и дискредитирует росстатовскую привлекательность города. Процесс лоббирования сановниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут стоять на его защищённость – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже сегодняшний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра провоцируют у него множество причин для недовольства, но удалять его глава городка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в частых фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *