НОВАТЭК, намеревающийся стать к 2030 году крупнейшим производителем СПГ в мире, старается усилить позиции в ключевом регионе — Ямало-Ненецком АО. Хотя под компанию как единственного производителя СПГ в Арктике и так зарезервировали участки в регионе, она попросила законодательно закрепить свою монополию на недра. Но в Минприроды такую идею не поддержали: по данным “Ъ”, ведомство предпочло оставить правительству пространство для маневра.
Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон в рамках исполнения декабрьского поручения Владимира Путина представил 31 января в Минприроды предложения по ускоренному развитию добычи в Арктике (“Ъ” знаком с содержанием переписки). В качестве одной из мер указывается введение повышающего коэффициента 3,5 к вычитаемым из базы налога на прибыль расходам на разведку на Ямале, Таймыре и Гыдане. Также НОВАТЭК хотел определить ресурсную базу для СПГ-проектов на Ямале и Гыдане из целевого уровня производства в 100 млн тонн в год. Наконец, господин Михельсон попросил законодательно закрепить спецмеханизм предоставления участков для разведки и добычи компаниям, выпускающим СПГ на существующих и планируемых мощностях в ЯНАО. А при проведении аукционов на арктические участки в регионе включать обязательство по сжижению газа.
Сжижением газа в Арктике занимается только НОВАТЭК. Он реализует два СПГ-проекта — «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн (первая линия запущена в 2017 году) и «Арктик СПГ» мощностью почти 20 млн тонн (планируется запустить в 2023 году с выходом на полную мощность к 2026 году). К 2030 году компания планирует довести выпуск СПГ до 70 млн тонн, что сделает НОВАТЭК крупнейшим в мире производителем.
Минприроды согласилось лишь с частью предложений. 7 марта министерство сообщило компании, что подготовило изменения в Налоговый кодекс, повышающие коэффициент к расходам на поиски, оценку и разведку для новых морских месторождений до 3,5. Но Минприроды указывает, что ресурсная база НОВАТЭКа на Ямале и Гыдане (с учетом полученных в 2017 году месторождений) составляет по C1+C2 3,4 трлн кубометров, что позволяет выпускать 101,7 млн тонн СПГ. В нераспределенном фонде, отмечают в Минприроды, остаются участки с ресурсами по С3+D около 3 трлн кубометров. В 2016 году министерство по просьбе НОВАТЭКа приостановило их лицензирование.
Идею о законодательном закреплении права на участки в ЯНАО за производителями СПГ Минприроды не поддержало. Как поясняют источники “Ъ”, знакомые с позицией министерства, у правительства и так есть возможность предоставлять участки с целевым назначением (без аукциона отдается только шельф). А вариант НОВАТЭКа негативно влияет на конкуренцию, и связывать себя подобным законом в Минприроды не видят смысла, говорит собеседник “Ъ”. Также государство теряет возможность прописать в условиях торгов, например, социальные обязательства. В своем письме Минприроды указывает, что утвержденный правительством порядок аукционов уже включает условие о направлении добытого в ЯНАО газа для сжижения и учитывает наличие лицензий на Ямале и Гыдане под СПГ. У НОВАТЭКа и так нет конкурентов, компания все равно получит участки, отмечают источники “Ъ”.
В НОВАТЭКе и Минприроды отказались от комментариев к переписке. Ранее министр Сергей Донской назвал проекты СПГ-индустрии на Ямале и Гыдане приоритетными для государства, а в феврале заявил, что Минприроды в любой момент готово на лицензирование под СПГ-проекты зарезервированных участков в ЯНАО и ждет предложений от компаний.
Дарья Козлова из Vygon Consulting согласна, что ресурсов НОВАТЭКа достаточно для производства 100 млн тонн СПГ в год, но более 55% запасов — это Геофизическое и Салмановское (Утреннее) месторождения, которые требуют доразведки. Из-за удаленности от инфраструктуры и низкой изученности разведка здесь рискованна и стоит в два-три раза дороже, чем в центре ЯНАО, говорит эксперт. Она считает, что коэффициент 3,5 выглядит вполне разумным, но конкретный уровень вычета должен быть просчитан на реальной выборке проектов. По мнению госпожи Козловой, ориентация Ямала и Гыдана на экспорт СПГ выглядит логичной, так как строительство дорогой трубы неконкурентоспособно при поставках на внутренний рынок по сравнению с традиционными регионами добычи. Но, считает она, на рынке СПГ остаются ценовые риски, так как с вводом заводов в США и Австралии в 2020-х годах ожидается избыток мощностей в 50–110 млн тонн, что снизит цены. Если котировки в Азии упадут ниже $6 за MBTU, то даже дополнительная господдержка может не помочь окупить инвестиции НОВАТЭКа, полагает эксперт.