Более 1 млрд рублей было выведено из Объединенной зерновой компании обвиняемыми в хищении бюджетных средств в составе преступного сообщества братьями через заведомо невыгодные контракты с компанией Newbay Investments. Залогом по сделкам, которые заключались в 2011-2013 годах, служил Судоремонтный завод «Южный Севастополь», на который недавно приезжала дочь пресс-секретаря президента . Как сообщает , история всплыла благодаря присоединению Крыма к России, а владельцы завода сейчас стараются спрятать свои активы.
Источник, близкий к следствию, рассказал, что бывшее руководство ОЗК при гендиректоре Сергее Полякове заключило шесть сделок с четырьмя компаниями из Швейцарии и Великобритании на покупку зерна, выращенного на Украине, по 100% предоплате на общую сумму свыше $18,3 млн (более 1 млрд рублей). В результате ОЗК зерно ни по одному из договоров не получила, а все судебные процессы по взысканию средств с иностранных компаний носили формальный характер. При этом бывшее руководство ОЗК своевременно не приняло достаточных мер для того, чтобы акционерное общество взыскало задолженность.
Вывод средств из активов ОЗК — один из ключевых эпизодов в отношении председателя совета директоров «Группы Сумма» Зиявудина Магомедова. Акционерное общество , по данным СПАРК, принадлежит Росимуществу на 50% плюс одна акция и Зиявудину Магомедову — на 50% минус одна акция (через ООО «Инвестор»). По версии следствия, в феврале 2013 года ОЗК в лице бывшего врио гендиректора Сергея Полякова заключила контракт, согласно которому компания Newbay Investments L.P. должна была поставить зерна на сумму 14,25 млн долларов по 100% предоплате. Со стороны ОЗК все условия договора были выполнены (то есть оплата прошла), а компания Newbay Investments L.P. свои обязательства не исполнила (не поставила зерно). Пока в уголовном деле в отношении Магомедова-младшего есть только этот эпизод вывода средств из подконтрольной государству ОЗК. Однако следствие намерено дать оценку и другим сделкам.
В группу компаний Newbay Investments L.P., которая зарегистрирована в Великобритании, входят компании Baltron AG (Базель, Швейцария), Tauris SA (Женева, Швейцария), Conres Shipping AG (Женева, Швейцария). Также, по данным нашего источника, в эту же ГК входят ООО «Адмата» и ООО , зарегистрированные в Крыму. С компанией Baltron AG в июне 2011 года ОЗК заключила два договора на покупку зерна на общую сумму $322,5 тыс, с компанией Tauris SA также в июне 2011 года были заключены две аналогичные сделки, но на сумму $659,5 тыс. В мае 2011 года ОЗК заключила контракт с фирмой Conres Shipping AG на сумму свыше $3 млн. Ни одна из компаний свои обязательства перед ОЗК также не выполнила.
«Спустя несколько лет после заключения сделок, когда ни товар не был поставлен, ни деньги не были возвращены, нужно было как-то обеспечить образовавшуюся задолженность перед ОЗК, поэтому ее руководство в лице экс-гендиректора Сергея Полякова в апреле 2014 года заключило два договора поручительства: один с ООО «Адмата», второй с ООО «СРЗ ‚Южный Севастополь‘», — считает источник, близкий к следствию. — Эти договоры были нужны, чтобы обеспечить исполнение обязательств Newbay Investments L.P., Baltron AG, Tauris SA и Conres Shipping AG перед ОЗК, которой они вместе были должны порядка 18,3 млн долларов». По словам источника, ни ООО «Адмата», ни ООО «СРЗ «Южный Севастополь» не обладали достаточными активами, чтобы в случае чего погасить долг перед ОЗК. Так, балансовая стоимость активов ООО «СРЗ ‚Южный Севастополь‘» по состоянию на 2015 год не превышала 376 млн рублей, а все имущество было взято в у Фонда госимущества Севастополя. Что же касается ООО «Адмата», то балансовая стоимость его активов в 2015 году была на уровне 80,4 млн рублей.
Источник, близкий к следствию, считает, что ООО «СРЗ ‚Южный Севастополь‘» и ООО «Адмата» имели косвенные и прямые связи с ОЗК и братьями Магомедовыми. В частности, по данным СПАРКа, бенефициаром завода «Южный Севастополь» выступает уроженец Дагестана Рахмутдин Дадаев. А вот «Адмата» на 90% через ООО «Август Групп» принадлежит Роману Грибанову. Он, в свою очередь, если верить базе данных СПАРК, ранее был членом совета директором АО «Элеватор», ОАО «Орский элеватор», ОАО «БМК», АО «Ейский портовый элеватор» и АО «Портовый элеватор», входящими в структуру «ОЗК». Кроме того, Грибанов до 2017 года работал начальником департамента экономической безопасности и контрольно-ревизионной работы АО ОЗК, то есть фактически отвечал за урегулирование задолженности перед ОЗК.
После того, как ОЗК заключила два договора поручительства с крымскими компаниями, то в 2015 году Newbay Investments L.P., Baltron AG, Tauris SA и Conres Shipping AG друг за другом прошли процедуру ликвидации. В результате ОЗК обратилась в суд с требованием взыскать с «Южного Севастополя» и «Адматы» задолженность, по которой они выступили поручителями. Но в апреле 2017 года суд этот , установив, что ОЗК «не проявила должной осмотрительности и осторожности», сама пошла на «коммерческий риск», а потому «неблагоприятные последствия ложатся» на ОЗК, ведь она сама «не убедилась в добросовестности» «Адматы» и «Южного Севастополя». Кроме того, суд удовлетворил встречный иск «Адматы» и «Южного Сиферополя» к ОЗК с требованием признать недействительным договоры поручительства. Все вынесенные судом решения устояли в апелляционной инстанции.
В апреле 2017 года по инициативе Министерства сельского хозяйства РФ, входящего в совет директоров зерновой компании, сменилось руководство ОЗК. Генеральным директором стал , который ранее являлся заместителем руководителя Росрезерва и замдиректора ФСКН, курировал финансово-экономические вопросы ведомств.
«С приходом нового гендиректора в лице Кийко в АО ОЗК полностью сменился руководство компании. Когда новая команда изучила все проблемные дела, имеющиеся у зерновой компании, было понятно, что вернуть выведенные средства из ОЗК практически невозможно. Единственное, что можно было сделать, это попытаться добиться отмены вынесенного судебного решения в кассации, тем более, что крымские компании-поручители вошли в российскую юрисдикцию», — пояснил источник. По его словам, если бы Крым не вошел в состав России в 2014 году, то предъявить претензии к иностранным, тогда еще украинским, компаниям «Адмата» и «СРЗ «Южный Севастополь»» было бы невозможно, поэтому история с выводом денег вообще бы не всплыла.
В результате дело о взыскании задолженности с «Адматы» и «Южного Севастополя» по иску «ОЗК» будет рассмотрено вновь в августе 2018 года. По данным источника, руководство ООО «Адмата» и «СРЗ «Южный Севастополь»» предпринимают попытки по ликвидации своих компаний и выводу всех активов на сторонние фирмы. Несмотря на эти обстоятельства, суд отказывает «ОЗК» в наложении ареста на имущество крымских компаний-поручителей.
По данным другого источника Znak.com, знакомого с ходом расследования уголовного дела, действующее руководство ОЗК обратилось в следственный департамент МВД России с просьбой возбудить уголовное дело по всем выявленным фактам заключения невыгодных сделок и взять его на особый контроль.
Напомним, братьям Магомедовым предъявлено обвинение в совершении шести преступлений по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество», части 4 статьи 160 УК РФ «Растрата», статьи 210 УК РФ «Создание и участие в ОПГ». Сотрудники ФСБ и МВД задержали фигурантов дела в конце марта. Силовые ведомства сообщили, что Магомедовы похитили из бюджета 2,5 млрд рублей, а их партнер Артур Максидов более 668 млн рублей. По данным следствия, некоторые эпизоды связаны с хищениями при строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года на острове Октябрьский в Калининграде и Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Сами задержанные своей вины не признают.
В защиту Магомедовых выступали многие известные люди — например, в суде за них поручились первый президент Ингушетии Руслан Аушев, музыканты Николай Расторгуев и Игорь Бутман, режиссер Игорь Угольников, известные спортсмены и т. п. Глава РСПП Александр Шохин обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой смягчить меру содержания Магомедовых. В своем письме он указывал, что обвинения братьев в создании ОПГ являются сомнительными (под определение ОПГ таким образом может попасть любое юрлицо), а само дело несет угрозу для бизнес-климата. Тем не менее, 28 мая Тверской суд Москвы продлил срок содержания бизнесменов под стражей до 5 августа
Как сообщают СМИ, махачкалинский банк «Анжар» владельца севастопольского завода Рахмутдина Дадаева недавно из-за нескольких опасных для кредиторов крупных сделок, к тому же он не полностью предоставлял регулятору сведения, положенные по закону об отмывании денег. В связи с тем, что банкиры пытались вывести активы, Центробанк расценил это поведение как недобросовестное и решил закрыть «Анжар», назначив ему ликвидатора.