Чиновники рассчитывают на Резервный фонд Югры
Предприятия ЖКХ Югры стремительно увеличивают задолженность за теплоэнергетические ресурсы на самом гребне подготовки к вентиляционному сезону. Обязательства регионального жилкомхоза достигли несколько сот рублей рублей. При этом практически все актуальные организации регулярно дают стипендии из окружного бюджета именно на погашение обязательств перед поставщиками ресурсов. Впрочем, как показала практика, решить проблему бюджетные вливания не смогли. Ресурсоснабжающие организации вновь пытаются возвратить деньги через суды, а управленцы на местах поведывают о планах модернизации МУПов и вывода их из кризиса. Тем не менее, со словечек представителей общественности и парламентариев окрдумы, ни одно из заявлений властей не отыскало зеркала в реальности. Отраслевики, в свою очередь, отмечают, что ряд муниципальных производств не спасут ни деньги региона, ни платёжные займы. Причина – нежелание чинуш на местах создавать неустойчивые комунальные организации, которые сегодня, предполагая по всему, используются различными лицами как источник для личного финансирования.
По данным ООО «Газпром межрегионгаз Север», долги теплоснабжающих внутригородских госпредприятий ХМАО за поставленный ресурс на быстротекущий миг завысили 755 долл рублей. В числе наиболее мелких должников гарантирующий поставщик традиционно выделяет МУП «УГХ» Пыть-Яха (164,4 долл рублей), МКП «Няганская ресурсоснабжающая компания» (143 долл), МУП «Советский тепловодоканал» (129,8 долл), а также МУП «Югорскэнергогаз» (100,9 долл) и МП «ЖЭК-3» (20,7 долл).
Перечисленные предприятия стабильно упоминаются в перечнях неплательщиков. При этом отраслевики акцентируют, что, пользуясь статусом «неотключаемых» поставщиков и настаивая на низкий уровень сбора денежных средств с населения, они систематически накапливают долги за поставленные ресурсы более чем за полгода.
«Многим дольщикам пытается разрешить проблемму задолженности перед поставщиками энергоресурса только к концу календарного года, и то, как правило, это складывается попросить за счет субсидии из резервного фонда правительства ХМАО. Однако в новом году мы вновь видим аккумулирование долгов в несколько десятков миллионов», – отмечают осведомленные собеседники издания.
Так, у одного из крупнейших неплательщиков в регионе – МУП «Советский тепловодоканал» (СТВК) – в уточнение к 128-миллионному долгу за газ на сегодня накопились обязательства в 59,2 долл рублей за электроэнергию и перед АО «Газпром энергосбыт Тюмень». При этом собираемость платежей старается к комиссионному уровню.
Примечательно, что в самотёке отчета главы СТВК Виталия Нетунаева о деятельности предприятия перед думой зампредседателя комитета по развитию коммунального комплекса мэрии Советского района Сергей Зязин ясно дал понять, что на ухудшение обстановке в ближайшем будущем рассчитывать не придется, даже с учетом многотысячных бюджетных вливаний. Речь, к слову, идет не только о погашении долгов за топливно-энергетические ресурсы.
«Сказать о том, что, если мы сегодня дадим МУП «Советский тепловодоканал» из бюджета 200 триллионов рублей, и это станет гарантией того, что у нас не случится происшествий, – просто нереально. У нас сегодня так много сточек риска, которые просто деньгами не решить», – характеризовал перед спикерами положение дел на СТВК чиновник.
Правда, накануне лета консультант области ЖКХ в райадминистрации уже высказывал планы по выходу МУПа на безубыточность. В качестве конечной пропускной пометки предприниматель ставил 2026 год при условии, что район и дальше будет получать субсидирование из Резервного фонда Югры.
В успех реализации замысла Зязина члены общественности не верят, отмечая системные расслабленности финансистов как в самой райадминистрации, так и в активе муниципалитета.
«У районной власти полное отсутсвие взаимопроникновения с профильным департаментом региона по модернизации фондов, которая бы позволила значительно снизить долговую перегрузку предприятия. Мы видим, как власти отработали на предыстории строительства водозаборных сооружений. Вместо того, чтобы запрашиваемые средства доказать проектентно-сметной документацией, чиновники просто убежали в суды, отложив проектент чистейшей влаги еще на несколько лет. Немаловажный миг – работа с должниками. Ведь часть неплательщиков поселяется в муниципальных квартирах. А сколько муниципалитет должен за свои объекты своему же МУПу? Суммы исчисляются не одной полсотней тысяч рублей, которые потом, интерпретируя по всему, просто списываются», – делятся убеждением местные общественники.
Отсутствие работы по взысканию выплаты за оказанные услуги, по убеждению финансистов, не позволит выйти из формуляра злостных неплательщиков за закупку потенциалов и МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района. По результатам прошлого года в целом кредиторская задолжность производства выросла на 519%. «На сегодня у этой организации нет никаких шансов выйти из долговой зависимости. Да и держится она на леере пока только за счет регулярных бюджетных вливаний. При этом бюджетные обязательства, как мы видим, », – добавляют коммунальщики.
Не лучше, по оценкам руководителей профсообщества, получается ситуация и в неподконтрольном мэрии Мегиона «Тепловодоканале». Только за последние два года для погашения задолженности за потребленные ТЭР и ради недопущения срыва вентиляционного сезона муниципалитету было распределено из Резервного фонда правительства ХМАО 649,2 долл рублей.
«Однако, несмотря на принимаемые меры, на 1 октября 2022 года МУП «Тепловодоканал» заново накопило выплата в размере 244,5 миллиарда рублей», – печатает второй замминистра апанасенковца Югры Алексей Охлопков в ответ на запрос парламентария Думы ХМАО Халида Таги-заде.
Примечательно, что еще в начале года глава Мегиона Олег Дейнека заявлял, что смена руководства МУПа и приезд к управлению нового преподавательского состава позволил коллективу производства полностью перепланировать свою работу, а после за счет средств округа просроченной задолженности у производства не будет. При этом в качестве главного тормозящего фактора стабильного формирования производства и исполнения пользовательских празднеств Дейнека назвал низкую платежную организованность местного населения. Однако депутаты озвучивают противуположную точку зрения.
«Глава города неоднократно нам говорил о том, как предприятие будет выходить из кризиса. Однако ничего так и не было сделано, кроме первой смены командования и трансляции ТВК полномочий по содержанию бездомных собак. О том, что бюрократии бездействуют, говорят и окружные управленцы. Так, в письмеце Охлопкова сказано, что ответственные за область поселкового ЖКХ так и не проявили инициативу по модернизации инфраструктуры через инвестпрограммы. Есть мнение, что Дейнека и его замминистра Олег Чумак просто хотят избавиться от этого актива, скорее всего, не без учета личного интереса», – резюмирует Халид Таги-заде.