Содружество независимых государств — это «клуб неудачников». И Киеву надо выйти из него и вступить в клуб удачливых государств, то есть в Евросоюз, заявил вице-премьер Украины. Между тем эксперты скептично оценивают опыт бывших советских республик, ставших членами ЕС. Ни одна из них после развала СССР так и не стала успешной и живет за счет дотаций Брюсселя. Бывшие партнеры по соцлагерю — Польша, Венгрия и другие — от них не отличаются.
В Киеве раскритиковали Содружество Независимых Государств. Вице-премьер Украины по вопросам интеграции с Евросоюзом Дмитрий Кулеба заявил в пятницу, что СНГ — «это клуб неудачников».
«А нам надо стремиться в «клуб удачников», а СНГ — это клуб людей, которые так и не смогли цивилизованно расстаться. А люди, которые даже расстаться не способны, тем более не могут ничего нового создать», — сказал он в интервью «Европейской правде».
Украинский политик уверен, что необходимо, и такая возможность имеется, привязать Киев и ЕС «друг к другу еще крепче». После этого Брюсселю будет легче принимать решение о членстве Украины в объединении.
По словам Кулебы, руководство Украины сейчас прилагает усилия, чтобы страна «перестала быть частью „русского мира“ и вышла из политической сферы интересов России. По мнению политика, для этого Украине следует окончательно остановить взаимодействие с СНГ.
Само СНГ настолько ничтожно, что членство в нем не мешает евроинтеграции Украины.
»Он (СНГ) не может ничему мешать в принципе, потому что он ни на что не способен», — заключил вице-премьер.
Напомним, СНГ — межгосударственное объединение бывших советских республик, работающее на добровольной основе. СНГ было создано 8 декабря 1991 года главами России, Украины и Белоруссии по итогам подписания так называемого «Беловежского соглашения». Подписи под ним поставили председатель правительства РСФСР Бориса Ельцина, председатель Верховного Совета Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич. Тогда было принято решение о прекращении действия договора СССР от 1922 года и создании СНГ.
В настоящее время СНГ объединяет 11 государств постсоветского пространства: Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Россию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и Украину.
Незадолго до принятия Беловежских соглашений наступил период так называемого «парада суверенитетов»: союзные и автономные республики одна за другой провозглашали о своей независимости, принимая соответствующую декларацию.
Участник событий 1991 года бывший премьер-министр Украины Витольд Фокин считает, что ни один пункт Беловежских соглашений не был выполнен. Между тем, по мнению Фокина, СНГ могло бы стать вторым Евросоюзом.
Украина участвует в работе СНГ с его основания. Но формально не была членом Содружества, поскольку не ратифицировала его устав.
В апреле 2018 года тогдашний президент Украины Петр Порошенко заявил о выходе из состава СНГ.
«Из-за отказа этой структуры — СНГ — осудить российскую агрессию в Украине, я просил бы, чтобы мы вместе с правительством подготовили предложение о прекращении нашего участия в уставных органах СНГ», — заявил Порошенко.
Но это предложение не было реализовано.
Членом СНГ была Грузия, но в 2008 году после вооруженного конфликта на границе с Южной Осетией, поддержанной российскими войсками, вышла из союза.
Украина ранее на пару с Грузией пыталась создать аналог СНГ. Еще в 2005 году две страны подписали Боржомскую декларацию о создании Сообщества демократического выбора. Тогдашние президенты Украины Виктор Ющенко и Грузии Михаил Саакашвили предполагали, что Боржомское сообщество станет «мощным инструментом» для освобождения региона от всех оставшихся разделительных линий, нарушений прав человека, от духа конфронтации и замороженных конфликтов.
Из заявлений Ющенко и Саакашвили следовало, что декларация «позволит начать новую эру демократии, безопасности, стабильности и мира во всей Европе, от Атлантики до Каспийского моря». Но и Боржомская инициатива успехом не увенчалась.
Позднее грузинский оппозиционер и бывший спикер парламента страны Нино Бурджанадзе называла ошибочным выход страны из СНГ. Она призналась, что не увидела пользы от этого решения.
«Грузия захлопнула двери, и это был лишь политический жест. В политике такие решения ничего хорошего не приносят», — заявила Бурджанадзе.
Она добавила, что в СНГ была возможность общаться с представителями других членов организации, в том числе России. Бурджанадзе назвала произошедшее ошибкой, поскольку членство в СНГ не было нарушением суверенитета страны. Грузия перестала быть членом Содружества 18 августа 2009 года.
Евросоюз заинтересован в развале СНГ, украинский чиновник Кулеба прекрасно об этом осведомлен, поэтому и делает заявления, обидные для членов СНГ, комментирует Владимир Оленченко, старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой и международных отношений РАН.
Он считает, что Украина пытается при помощи такого рода заявлений оправдать собственную несостоятельность в сфере экономики.
«Если бы не было СНГ и участия Украины в СНГ, то, можно подумать, что Украина была бы успешной страной. Нет. Это русофобское заявление — всего лишь оправдание собственной некомпетентности», — говорит Оленченко «Газете.Ru».
По его словам, СНГ сложилось по естественным причинам, в него вошли страны, исторически и географически близкие. Эти связи закреплены в документах, которых насчитывается порядка 800. СНГ дает правовую основу государствам, которые ранее были советскими республиками, вести торговлю, поддерживать культурные связи.
Правда, в последние годы экономические связи активнее развиваются не в рамках СНГ, а по линии Евразийского экономического союза, но хоронить СНГ все-таки рано. Тем более, что статус члена СНГ имеет одно важное преимущество перед членством ЕС и его правоустанавливающими документами.
«СНГ не вводит квот и ограничений на торговлю, в отличие от регламентов Зоны свободной торговли, установленных Евросоюзом», — напоминает Оленченко.
Украине и Грузии, как странам, выполнившим все условия соглашения о Зоне свободной торговле с ЕС, дали возможность для граждан свободного въезда в ЕС, но без права трудоустройства. В СНГ таких ограничений нет.
«Та же Украина выполнила все условия соглашения с ЕС и требования программы «Восточного партнерства», и вот теперь они захлебываются в проблемах, в нищете. Как и Грузия», — считает эксперт.
По подсчетам экспертов, ни одна из бывших советских республик, вступивших в ЕС или пытающихся обрести членство в ЕС, не стала успешной. Это касается в первую очередь стран Балтии, а также Украины и Грузии. Более того, страны бывшего соцлагеря, например Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, также вносят в общий европейский котел меньше, чем получают из него.
«То есть, назвать их успешными странами как-то не получается, без дотаций они не проживут, и в ЕС это давно поняли. Неслучайно же расширение ЕС за счет восточно-европейских стран выдохлось. Эта идея перестала быть популярной среди стран — основателей ЕС», — заключает Оленченко.
Справедливости ради, стоит сказать, что бывшие советские республики, сделавшие выбор в пользу России и пророссийского Евразийского экономического союза, тоже не являются национальными чемпионами по уровню экономического развития. Зато неплохо освоились в роли «бедных родственников», бесконечно выпрашивающих льготы у Москвы.
Образец такого поведения — Белоруссия, заигрывающая с ЕС через программу, которую спонсирует Брюссель, — «Восточное партнерство». В соответствии с ней выделялись десятки миллионов евро на адаптацию законодательства стран — потенциальных кандидатов на вступление в ЕС.
Немного скромнее ведут себя Армения и Киргизия. Относительно независим только Казахстан.
Из новоиспеченных друзей России активна Молдавия. Она уже получила статус наблюдателя в клубе Евразийского союза. И немало выиграла от этого — рабочая сила и вино, не востребованные на Западе, бурным потоком потекли в Россию.
В Совете Федерации эмоционально отреагировали на заявление Кулебы. «Что называется, не плюй в колодец. Не думаю, чтобы какое-либо государство, входящее в СНГ, станет теперь иметь дело с украинским вице-премьером», — заявил журналистам член Совфеда Франц Клинцевич.
Он также указал на то, что оценки СНГ дает «чиновник, представляющий страну с разрушенной экономикой, нищим населением, работающей вхолостую государственной машиной».