Мошенники

Искусственный спутник нефти

Как стало известно “Ъ”, в рамках развития программы диверсификации «Роскосмоса» правительство поручило создать фонд поддержки ракетно-космической промышленности и центр компетенций по конструкторской разработке. Эти структуры призваны помочь предприятиям госкорпорации включиться в процесс импортозамещения оборудования в нефтегазовой сфере, прежде всего — с «Газпром нефтью». По данным “Ъ”, к работе будет подключен и ВЭБ, который может профинансировать НИОКР в интересах компании.

Вопросы импортозамещения в нефтегазовом секторе обсуждались на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина в конце прошлой недели. Как рассказали источники “Ъ”, близкие к аппарату правительства, в Белой дом были приглашены представители госкорпорации «Роскосмос» и «Газпром нефти» (контрольным пакетом владеет «Газпром»), которые готовы были разместить заказы на оборудование на предприятиях ракетно-космической отрасли. По итогам совещания вице-премьер поручил создать фонд поддержки ракетно-космической промышленности для финансирования предприятий к подготовке производства гражданского оборудования (как нефтегазового, так, например, и медицинского); создать центр компетенции по конструкторской разработке соответствующего оборудования с учетом технического задания заказчика; провести переговоры с ВЭБом «для определения возможности его финансового сопровождения» этих программ. По словам участников заседания, господин Рогозин прямо заявил, что «импортозамещение в интересах наших энергетических компаний является профильной деятельностью «Роскосмоса»».

В аппарате вице-премьера от комментариев отказались. Исполнительный директор по развитию бизнеса и коммерциализации «Роскосмоса» Антон Жиганов факт совещания “Ъ” подтвердил, уточнив, правда, что поручения в госкорпорацию пока не поступали. «На совещании обсуждались вопросы текущей стратегии «Газпром нефти» по развитию российских поставщиков оборудования в рамках программы импортозамещения»,— сказал он. Топ-менеджер подчеркнул, что руководство нефтяной компании представило «проработанный, системный взгляд на возможности, которые открываются в рамках программы импортозамещения»: «Более десяти предприятий ракетно-космической промышленности уже являются поставщиками оборудования на рынок ТЭКа, часть из них — существующие поставщики «Газпром нефти»».

По данным “Ъ”, «Газпром нефть» может обсуждать с «Роскосмосом» создание оборудования для подводной добычи — подводных головных колонок, фонтанной арматуры, штуцерного модуля, системы подвески наклонно-компрессорных труб. Сейчас Россия полностью зависит от западных поставщиков (прежде всего — норвежского Aker Solutions и американского FMC Technologies), причем такие поставки для глубоководного шельфа, Арктики и Южно-Киринского месторождения возле Сахалина уже запрещены санкциями. У «Газпром нефти» есть перспективные месторождения на арктическом шельфе (Долгинское), кроме того, компания в прошлом году открыла новое месторождение Нептун на шельфе Сахалина. Не исключено, что «Газпром нефть» может быть привлечена «Газпромом» к разработке нефтяных оторочек гигантского Южно-Киринского месторождения.

Сейчас сотрудничество «Газпрома» и «Роскосмоса» строится на основе «дорожной карты», которую стороны подписали в октябре 2017 года. Как сообщал “Ъ”, в документе идет речь о готовности 11 предприятий космической промышленности (среди них ФНПЦ «Титан-Баррикады», Воронежский механический завод, Московский институт теплотехники, «Искра», «Протон-ПМ» и другие) осваивать компетенции иностранных компаний, поставлявших оборудование в РФ до санкций. Основные направления работы «Газпром нефти» по импортозамещению — это оборудование для многостадийного гидроразрыва пласта (технология применяется для интенсификации традиционной добычи и разработки трудноизвлекаемых запасов) и оборудование для подводной добычи. По данным “Ъ”, по первому направлению уже достигнуты определенные результаты: к концу 2017 года «Газпром нефть» собрала пул российских поставщиков, которые могут обеспечить основное оборудование для гидроразрывов. Первые результаты должны появиться к 2019 году.

Разговоры о подключении «Роскосмоса» к нефтегазовым проектам ведутся с мая 2017 года, когда Дмитрий Рогозин и глава «Газпрома» Алексей Миллер провели совещание в Рыбинске, а впоследствии тема диверсификации ОПК была поднята на уровень Владимира Путина. По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, основной проблемой являются деньги, газовая монополия не готова полностью оплачивать работы по изготовлению опытных образцов продукции, а твердый контракт подпишет только на основании заключения комитета по импортозамещению и локализации производства «Газпрома». Именно поэтому и пришлось подключать ВЭБ, говорит собеседник “Ъ”: «Они выделят средства, чтобы затраты на НИОКР не ложились на плечи предприятий». В «Роскосмосе» убеждены, что «Газпром нефть» заинтересована «в создании условий и содействии разработке высокотехнологичной продукции для удовлетворения требований рынка ТЭКа». В ВЭБе от комментариев отказались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *