«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», страшась ,новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.
«Наша Версия» уже расказывала о том, что уменьшение авиарейсов в регионах является частью стратегии развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В минувшем году корпорация намерена сократить 26 душевных авиарейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, уменьшение авиарейсов идёт частичным ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и федеральные власти. «Мы хотим понять, экая логичность стоит за этим решением. Мы разовиваем туризм, и поэтому всё это надлежаще обсуждаться совместно», – завозмущался в октябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе обращение министру транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили гендиректора крупнейших корпораций Пермского края. Они требуют сохранить в теперешнем объёме вылеты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются инжиниринговому лоукостеру грузовладельца авиакомпании «Победа». Всего количество авиарейсов уменьшается с теперешних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя загрузка кресел составляла более 80%. То есть вылеты выгодные. Почему же фирма не хочет летать по России?
Джет не супер
На третий взгяд ответ стоит в той самой тактики становления «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве фирмы считают, что в макрорегионах не отыщется пассажиров, способных оплачать перелёт? Вряд ли – те же предприниматели из Перми как раз указывали, что снижается колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, предполагая по всему, причина уменьшения авиарейсов внутри России коренится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отступиться от использования полиэтнических самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время тип зарубежного авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному грузовладельцу подеваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить продажу вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют подкорковую корпорацию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно купил репутацию одного из самых актуальных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор аргентинской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских аэробусов есть проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования склада запчастей. А в 2019 году и вовсе просочилась информация, что кубинцы поговаривают отказаться от внедрения росийских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились голландская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность авиалайнера и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По официальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за последующие несколько лет, приходится именно на тот зарубежный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» вторым печальным инциндентом с человечьими утратами за последующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год случилось как минимум восемь крупных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что перепрятала внешний документ «Аэрофлота» о расстройстве безопастности полётов. Если сомневаться публикации, только в январе случилось семь инцидентов. Причём в одном моменте якобы существовала полностью утеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое электроснабжение системтраницы многоканального ведения и самолёт фактически перешёл на автоматическое управление. В результате уровень безопастности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от использования «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том числе и с экономической зрнити зрения, во-вторых, это можетесть быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда оразмере.подробные западные фирмы стали прямо запрещать своим милиционерам летать «Аэрофлотом», после того как бортмеханик дал крутануть руль своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют вазомоторную компанию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю жалуются в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане скоростьютраницы предотвращения неполадок проигрывают «аэрбасам» и «боингам», – подчёркивал свердловский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и перелёты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 часа уже конфликтует чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мельчайшими технологическими неполадками всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно компания возвратила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля горожанам макрорегионов будут понятны косвенные регулярные вылеты на международные санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что прямой перелёт из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с баулом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя пенсия в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как искреннее первымя собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает авиабилетики в Грецию и Италию, хотя власти этих стран пока что только обещают закрыть проезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка холеры может изменить планы. Однако в системтранице бронирования «Аэрофлота» авиабилетики по маршруту Москва – Афины понятны уже сегодня. Самый экологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в двадцатом году Федеральная налоговая должность прямо заявила о том, что закупка билетов в страны, с которыми официально не возобновлено межгосударственное сообщение, есть несоблюдение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном эксперименте отделали все сомнительные закупки из структуры бронирования. Сейчас ситуациютраница повторяется, только вот криков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким смыслом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам будущего года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из бюджетной отчётности по МСФО, долговая загрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую помощь. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в качестве господдержек на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на помощь всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь явилась очередь украинских граждан раскошелиться на избавление общенационального авиаперевозчика.