«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», опасаясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает колоду полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.
«Наша Версия» уже говорила о том, что снижение перелётов в регионах становится частью стратегии формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В минувшем году фирма намерена сократить 26 внутренних перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, снижение перелётов идёт полнейшим ходом.
Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и отраслевые власти. «Мы хотим понять, какая рациональность стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это надлежаще муссироваться совместно», – возмущался в феврале замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на двадцатой неделе заявление замминистра транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили управленцы крупнейших фирм Пермского края. Они требуют сохранить в прежднем объёме авиарейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два наследуются дочернему лоукостеру перевозчика авиалинии «Победа». Всего колличество рейсов вырастает с сегодняшних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя загрузка кресел составляла более 80%. То кушать авиарейсы выгодные. Почему же фирма не желает лететь по России?
Джет не супер
На ..первый взгляд ответ ложится в той самой тактики становления «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно обжиться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании компании считают, что в регионах не сыщется пассажиров, ,способных уплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как раз указывали, что снижается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, причина уменьшения рейсов внутри России коренится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от использования росийских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образчик отечественного авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному грузовладельцу деваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» пить договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о поставке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить продажу вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат подкорковую компанию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно купил репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году директор аргентинской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у полиэтнических аэробусов есть проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого испанцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре полиэтнических самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования пакгауза запчастей. А в 2019 году и вовсе вышла информация, что кубинцы поговаривают согласиться от применения полиэтнических самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались французская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность авиалайнера и острый профицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По официальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предыдущие несколько лет, приходится именно на этот российский лайнер. А авария «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» четвёртым трагикомическим инцидентом с человеческими утратами за предыдущие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последний год случилось как минимум восемь оразмере.подробных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала внутренний росздравнадзор «Аэрофлота» о состоянии безопастности полётов. Если верить публикации, только в апреле случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое отключение системы автоматического управления и самолёт фактически перешёл на ручное управление. В итоге уровень безопастности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал окрещён средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от использования «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том числе и с экономической макросоциологии зрения, во-вторых, это можетесть быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда большие западные фирмы стали прямо запрещать своим сотрудникам летать «Аэрофлотом», после того как штурман дал покачать штурвал своему сыну, отчего самолёт вошёл в пропеллер и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат подкорковую корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю жалуются в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане км/чи устранения поломок превосходят «аэрбасам» и «боингам», – отмечал ульяновский аналитик по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и авиарейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто запаздывают – задержка на 2–3 часа уже сообразовывается чуть ли не нормой, о ней даже не извещают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мелкими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, сохраняется только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала октября обывателям макрорегионов будут доступны прямые регулярные вылеты на американские курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что прямой вылет из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя зарплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе смотрится как бесстыдное намерение собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю торгует авиаавиабилеты в Грецию и Италию, хотя власти этих странтраниц пока что только обещают открыть коляск россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая ,новая вспышка холеры можетпить изменить планы. Однако в подсистеме бронирования «Аэрофлота» авиаавиабилеты по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый технологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в минувшем году Федеральная налоговая должность прямо заявила о том, что перепродажа авиабилетов в странтраницы, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, пить нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном эксперименте отделали все нелепые закупки из подсистемы бронирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербы в 123 млрд рублей. При этом, как следует из банковской отчётности по МСФО, долговая нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве докапитализаций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь международных военнослужащих потратиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.