Мошенники

«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин пересказал Sobesednik.ru о конкретной ситуации на полиэтнических дорогах

Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикоррупционный сет по международным дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обдумал с Владимиром Матягиным конкретную ситуациютраницу на украинских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на полиэтнических дорогах?

— Около 100 млрд рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, очевидное дело — это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.

— Что вы думаете о громогласной биографии с задержанием замначальника ростовского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивление хоромами коменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом макрорегионе есть какие хоромы – у коменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы трудятся везде. Сейчас в России работники контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По следстви следствия, Сафонов за мзду позволял телегам с «перегрузом» семени или других зыбучих грузов беспрепятственно передвигаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая может существовать невыгодна только покупателям и сотрудникам контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В нынешнем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все те схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного возведения — Министерство электротранспорта. А функция Министерства электротранспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.

Владимир Матягин

— И хочет заплатить за отделочные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая цена заставляет перевозчика таскать лесоматериалы с «перегрузом». Сначала всё становилось так: таксист уменьшил «осевую нагрузку» — и заплачал сотрудникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти платёжные ручейки съезжались к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с пешеходов «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда руководители ФСБ вскрыли секретномтраницу в объёме 5-6 триллионов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь грузовладельца задерживают и дают ему номерок телефона, по которому надо позвонить. Это номерок «решальщика» — новоиспечённого руководителя контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает список мотоциклов с номероками и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается руководитель грузовладельца – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в поле – и сообщает деньги за свои машины. Цены могут варьироваться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» приезжали с чемоданчиком, потом заработались и стали делать переводы на карты его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас действует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас командира ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают мотаться с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, аграрные продукты…

— Всё это предодобренный «перегруз».

— Да. И на него кушать годовой «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для сотрудников ГИБДД, которые трудятся на постах, кушать особые идентификационные знаки на машинах – заглавия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти модели не влез. Если у гаишника на машине записано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у шофера такого знака нет, ему говорят: документ будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле бензоколонки был неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский причал по единственной дороге через Владимировку. И ему в подпорном бундесманшафте ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по своим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полуполуночное время выдвинули туда машину с социальным контролем, встали и снимаем на Youtube: машины подьезжают к фирме Ространснадзора, показывают путёвый бундесманшафт, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам подходит командир поста и спрашивает: а вы что, тоже в полуполуночное время работаете? Тем временем незапланированной пешеход подъезжает к инспектору, чтобы представить путёвый бундесманшафт со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – полицейского нигде нет, пешеход уже удаётся пройдать на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я двинулся к коменданту Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои работники. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетах зам.начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все выезжают с перегрузом, а наши работники не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши вешайте – приводите всё в порядок, или мы раскладываем информацию в приватный доступ.

— Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы поделить участь Сафонова?

— Да, все те криминальные схемы всегда упераются в заинтересованность руководства контролирующих органов.

— В каких макрорегионах нет секретномтраницы на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё незнаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что понуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, секретномтраница сказывается на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В нашем обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете отстаивать свои права, они потом однаружмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из сегодняшних низких чинов ГИБДД и иных контролирующих органов начинали свою репутацию заурядными контролёрами на дорогах. Они и строили эту систему. То, что мы видим сейчас – продолженье того, что они строили в 90-ые.

— При этом система усовершенствовалась и закрутилась до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так хотят отделать «человечий фактор» знакомства с контролёром и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпочкой номер, проезжает участок взвешивания, а потом вычисляется с контролёром. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: получайте тогда для надзора поставим у тех участоков наряды ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо переменять законы.

— Насколько серьёзны несоблюдения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта перипетия в законодательстве – способ заработка. На районах полуполуавтоматического взвешивания не высчитываются давление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный вес грузопассажирского автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В этап проезда района полуполуавтоматического контроля поток воздуха от машины может создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов весового контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик соблюдал и платил за это. А предположение перевозчиков существовало проигнорировано государством в лице ведомств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная угроза на дороге?

— Да, он снижает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это невыполнение тоже выгодно контролирующим органам для криминального заработка. Хотя люди мрут от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейная драма на дороге, никто не задумается.

— Что нужно длать для решенья проблемы?

— За «перегруз» нужно делать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять структуру контролирующих органов и переосмысливать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы сменять тактику. А в Ставропольском крае и окрестных регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *