От множества талантливых мошенников, вошедших в историю, этого американца, прозванного Великим самозванцем, отличало полное бескорыстие. Он не преследовал цель обогатиться путем обмана, а в первую очередь самоутверждался, желая стать уважаемым и известным человеком. И самое главное, везде добивался успеха, не имея ни опыта, ни
специального образования.
Маленьким «мистер»
По сути, все граждане США чуть ли не с внутриутробного состояния запрограммированы на достижение успеха и богатства. Такова особенность национального менталитета. С той разницей, что один сделает все, чтобы стать миллионером, а другой будет довольствоваться должностью простого учителя и уважением коллег. Но Фред Демара и здесь выбивается из
стандартов.
Будущий Великий самозванец родился 21 декабря 1921 года городке Лоренс штата Массачусетс, в честь отца его назвали Фердинандом. Семья жила обеспеченно, Демара-старший работал оператором в кинотеатре у своего дядюшки, удачливого бизнесмена. Ревностные католики, родители Фреда имели особняк в престижном районе города и большой штат слуг.
Свою избранность маленький Фред почувствовал с детства, когда его в 4 года отец представил прислуге как молодого хозяина, и с той поры слуги величали малыша не иначе как «мистер демара».
Но грянули 1930-е годы, годы Великой депрессии и экономического кризиса. Семья была вынуждена сменить особняк на скромный домик. Это было для Фреда первым ударом: из мистера он враз стал просто никем. Подросток отчаянно пытался выделиться среди сверстников, чтобы вернуть к себе особое отношение. Экономя на школьных завтраках, он насобирал денег и купил себе лаковые туфли, которые надевал только возле самой школы. На день святого Валентина угощал весь класс шоколадными конфетами. По сути, это была репетиция его главного спектакля — жизнь в чужом обличии. В обличии успешного и состоятельного человека.
В 16 лет Фред Демара-младший сбежал из дома в монастырь ордена цистерцианцев. Выбор для бойкого юноши весьма оригинальный, ведь монахи-цистерцианцы известны как аскеты, проводящие время в тишине и созерцании. Эта часть жизни Демары осталась неизвестной для широкой публики. Понятно лишь, что монастырь не смог удовлетворить
его честолюбивых планов, поскольку Фред в 20 лет покинул монастырь и пошел служить в армию. Но и здесь его ожидало разочарование — чтобы стать генералом, надо было прослужить не один десяток лет‚ начиняя с низов, да и то безо всякой гарантии дослужиться до высоких чинов.
Фред дезертировал и вернулся в монастырь. Через год снова ушел оттуда — под чужим именем поступил служить на флот, чтобы там сделать карьеру. А еще через год сбежал с флота, инсценировав самоубийство.
На гражданке по поддельным документам Роберта Линтона Френча он объявил себя религиозным психологом и открыл частную практику. Высокий уровень интеллекта и феноменальная память помогли Демаре добиться успеха. Но тут на него вышло ФБР, и Фреда на полтора года посадили за дезертирство.
Военным хирург
Тюрьма не отрезвила мошенника. Выйдя на свободу, Фред Демара уехал в Канаду с фальшивыми документами на имя известного хирурга Джозефа Кайра, с которым познакомился до ареста. В Канаде устроился хирургом на военный эсминец «Каюга». Это была афера всех афер! Но Демара справился!
Эсминец принимал участие в боевых действиях во время корейской войны 1950-1953 годов, и ему пришлось нелегко. Пока очередную партию раненых солдат грузили на корабль и готовили к операции, Демара в своей каюте листал учебник общей хирургии и вникал в суть процесса. Показателен один случай — как-то на корабль доставили 16 раненых, и Демара в одиночку провел 16 операций, в том числе и при тяжелых ранениях, и все его пациенты выжили! А с простыми болячками Демара легко справлялся с помощью пенициллина, который щедро выписывал бойцам.
Вскоре в газетах стали появляться хвалебные статьи о выдающемся военном хирурге, и тут карьере военврача пришел конец. Демара и сам писал в газеты охотно. Одну из его статей об удачном извлечении пули прочла в газете мать настоящего Джозефа Кайра и сразу заявила в полицию. Даже капитан эсминца отказывался верить в обман — настолько все уважали
корабельного врача. Показательно, что на этот раз Демара избежал тюрьмы — командование ВМС Канады не стало возбуждать дело, и Демара вернулся в родные США.
Чтобы как-то заработать на жизнь, Демара по возвращении продал историю своей жизни журналу «Лайф» и стал известен на всю Америку. Вот только известность здорово мешала ему теперь в достижении новых вершин. Высокий толстяк весом более 150 килограмм Демара был очень запоминающейся личностью. Хотя даже это не помешало ему продолжить поиски уважения и славы в новых обличиях.
Это было теперь непросто, Демара от тоски даже стал пить. Но спустя время ему повезло, и он устроился по липовым документам работать в Техасе в тюрьму. На должность охранника! И так себя с ходу зарекомендовал, что не прошло и месяца, как он уже стал помощником надзирателя в крыле для особо охраняемых преступников. И по ходу дела даже написал методичку по улаживанию конфликтов между заключенными.
За 40 лет кем он только не был! Адвокатом, священником, редактором, онкологом, помощником шерифа, инженером-строителем. И каждый раз ему сопутствовали успех и почет. Разоблачения были случайными. В той же техасской тюрьме один из заключенных случайно прочел в старой газете статью о Демаре — и выдал его начальству.
Вернись мы все простим
В 1956 году Демара под очередным именем — школьного преподавателя Мартина Годгарта — проживал на острове Норт-Хейвейн в штате Мэн. Где учил детей английскому, французскому и латыни, а заодно заведовал воскресной школой при баптистской церкви. К слову, образования у него фактически не было, не считая аттестата об окончании Библейского колледжа в Портленде, полученного в 1967 году в возрасте 46 лет.
Холодным утром 14 феврапя, в День святого Валентина, полицейские из штата Мэн на катере прибыли на остров. Сопротивления Демара не оказал — не его стиль. Горожане не верили, что он преступник, и в день суда народу в зале набилось битком. Демара обвинялся в «мошенничестве посредством ложных утверждений», ему грозило 7 лет тюрьмы. Но жители острова убедили судью не сажать Фреда в тюрьму, и даже пытались добиться для него разрешения снова преподавать в школе на острове. Он оставался по прежнему уважаемым. Даже начальник тюрьмы, где работал Демара, говорил журналистам, что взял бы его снова на работу, если бы у него имелись настоящие документы. Обманутая невеста одного из «персонажей» Демары тоже говорила, что любит его независимо о того, что он мошенник.
По сути, Демара был необычным мошенником — чтобы перевоплотиться в очередной образ, он много работал над собой, повышал уровень знаний. Он делал то, чего от него ждали, — за это его люди и ценили. Вот только с каждой новой ролью он все более отдалялся от главной цели — стать достойнее других. И осознавал это, мучился тем, что он мошенник, и всю жизнь жил в страхе быть узнанным и разоблаченным.
Роберт Кричтон, автор книги «Великий самозванец», много общался с Фредом и записал его слова: «Каждый раз, когда я приобретал новую идентичность, какая-то часть настоящего
меня умирала, кем бы этот настоящий я ни был».
Фердинанд Уолдо Демара умер от сердечной недостаточности в возрасте 60 лет‚ в 1982 году. В последние годы жизни он служил священником в баптистской церкви, и как потом говорили прихожане, священником он был от Бога. Умел, как никто другой, слушать и утешать
Для психологов Демара — просто находка, чудак, помешанный на самопрезентациях. Являясь мошенником по способу завоевывать уважение и авторитет, он фактически принес много пользы людям и снискал их искреннее уважение своим умом, трудолюбием и разносторонними талантами. Честно говоря, в каждом из нас есть что-то от Фреда Демары. Все мы нередко пользуемся теми же способами конструирования своего успешного образа. Хорошо или плохо, но это факт.