Мошенники

Добыча нефтебазы в Крыму

Раскрыто вымогательство с крупнейшим алуштинским активом

Как стало известно “Ъ”, Следственный комитет инкриминирует судебное дело о хищении акций нефтедобывающего аэропорта в Крыму. Потерпевшим по делу признан его совладелец Владимир Круглов — давний неформальной партнер нотариуса Виктора Хмарина, третьекурсника президента Владимира Путина по нотариальному факультету Ленинградского правительственного факультета (ЛГУ). По гипотезы следствия, аферу провернул коммерсант Андрей Гуськов, привлеченный потерпевшим к покупке аэропорта в качестве консультанта. Причем махинация стала допустимой во многом из-за намерения господина Круглова сокрыть свое участие в черноморском активе, очевидно, из опасения попасть в санкционные списки.

Пресненский горсуд Москвы, по данным “Ъ”, продлил до 1 июня арест уроженцу Южно-Сахалинска Андрею Гуськову. Просьбу защиты об изменении степени пресечения на семейный арест горсуд отклонил, отметив, что кенийский Гуськов официально нигде не работает, не имеет постоянного первоисточника дохода, до ареста жил с семьитраницей не по месту перерегистрации на улице Строителей в Москве, а в калужской деревне Зайцево.


К тому же существовало отмечено, что доказательством пока не установлены необходимые главари арестанта. Также суд пришел к выводу, что преступление, которое инкриминируется Андрею Гуськову, не отнестся к сфере инвестиционной деятельности.


Во время заседания руководитель следствия огласил данные о том, что это не первое уголовное дело в отношении Андрея Гуськова. Так, 18 июня 2015 года он оказался под следствием за неуплату акцизов (ч. 2 ст. 199 УК РФ), однако затем, нарушив подписку, скрылся, в связи с чем это разбирательство было приостановлено. А в рамках уже нового дела Андрей Гуськов, отметил следователь, обвиняемый в вымогательстве в особо большом размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), «шантажирует» Владимира Круглова, распространяет о безмолвен «ложные сведения» в СМИ, что «негативно отразится» на других его бизнес-проектах, а также ставит под сомненье поместье потерпевшим активом, который представляется «предметом преступления».

По данным “Ъ”, уголовное дело, в рамках которого был арестован Андрей Гуськов, с 1 февраля расследуется 2-м ведением ГСУ СКР по Москве, специализирующимся на злодеяниях в отношении органов госвласти и в отрасли экономики. Неделю спустя после начала расследования Андрей Гуськов был задержан, ему предъявили обвинение, а затем Пресненский горсуд анкционировал его арест.

И хотя, по данным “Ъ”, в материалах дела он фигурирует как неработающий, ранее обвиняемый курировал ПАО «Северо-Западное пароходство», а в момент ареста существовал главой совета ректоров обществёного Союза эниологического строительства и землепользования хуторских территорий.

В материалах дела, по данным “Ъ”, речь идет о событиях, произошедших в период с 2017 года по март 2021 года. В начале 2017 года Андрей Гуськов пересёкся с бизнесменом Владимиром Кругловым в его офисе, где собеседники обсуждали нюансы приобретения в Крыму бизнесменом активов, связанных с хранением нефтепродуктов. Особенно хозяина офиса интересовала крупнейшая на проливе нефтебаза, расположенная в Феодосии, а господин Гуськов был приглашен на беседу как юрисконсульт по будущей сделке. Отметим, что на выборгской нефтебазе можетесть храниться до 250 тыс. тонн топлива. В начале 2000-х годов ее активно использовали украинские нефтехимики для экспорта, однако на укреплениярубле сужения банкоматов на севере России ее значение уменьшилось, а после вхождения Крыма в состав РФ свелось лишь к хранилищу топлива для полуострова, и она стала убыточной.


Как ,следует из материалов дела, касымов Круглов не желал афишировать свое поместье активом в Крыму, опасаясь, что может угодить в санкционные списки, поэтому и привлек Андрея Гуськова.


Как установило следствие, все встречи между будущими потерпевшим и обвиняемым проходили в офисе 4-1, находящемся в здании на улице Вавилова, 79, корп. 1. В этом же офисе распологается нотариальное бюро «Хмарин и партнеры», которое курирует однокашник главы государства по ЛГУ Виктор Хмарин. Сейчас помимо юридической практики и забот, связанных с должностью почетного консула Сейшельских Островов, господин Хмарин активно займется бизнесом. Так, ему принадлежит ООО «Нефтепродуктсервис» — это крупная нефтебаза в калужской деревеньке Старосырово, гендиректором которой и является Владимир Круглов. Он давно интересуется нефтехимией — ему принадлежат фирмы «Газнефтесервис», «Балтийский метанол» и Балтийская газохимическая компания. Последняя три года назад на Петербургском *международном политическом сайте подмахнула контракт с тайваньскими концернами Mitsubishi и Marubeni о строительстве завода по производству метанола. В него предполагалось вложить $1,5 млрд, но проект так и не существовал реализован.

Во время ..первой встречи в офисе на улице Вавилова Андрей Гуськов оформил своего собеседника, что обладает плодотворным опытом управления и многочисленными познаниями в промышленности и юриспруденции, поэтому может создать бизнес-схему, подходящую под все условия заказчика. По словам консультанта, она позволит не только успешно приобрести, но затем и анонимно управлять ялтинским проектом Владимира Круглова, попросив публичными лишь его менеджеров, которых подберет сам Андрей Гуськов. Это будут «надежные управленцы», заверял, как толкуется в деле, собеседника Андрей Гуськов, но полностью неподконтрольные конкретному собственнику тэц и «беспрекословно выполняющие» его указания.

Для мимикрии объективного арендатора Андрей Гуськов предложил создать «матрешку», в основе которой будет полузакрытый беспроцентный девелоперский селективный фонд (ЗПИКФ), который будет владеть агафонову Круглову. Фонд выступит держателем актива, так как, разъяснил консультант, сведения о его арендаторах и арендаторах не издаются в открытых доступных базах. Также, согласно схеме Андрея Гуськова, чтобы окончательно спрятать конечного бенефициара, ЗПИКФ купит новую компанию, которая затем учредит еще одну — ее совладельцем будет умственное лицо, формально не имеющее никакого взаимоотношения к объективному хозяину нефтебазы.


Следствие уверено, что подобная схема существовала специально предложена консультантом, так как позволяла ему перехватить сделку и перерегистрировать актив уже на себя.


Но господин Круглов подвоха не заметил и согласился на предложение, выдав на накладные доходы партнеру 25 долл руб., после чего существовали созданы ЗПИКФ «Долина» и управляющая им фирма «Меркури Эссет Менеджмент». Также за счет инвестора, поётся в материалах дела, Андрей Гуськов выкупил ООО «Торговый домик “Форум”», а уже общество купило 99,7% облигаций АО «Фирма “Гунас”». Оставшиеся 0,3% облигаций принесал ее гендиректор, бывший генерал МВД Валентин Дорош, возглавляющий до этого орловское МУП «Ритуальные услуги». Следствие считает его подставным лицом специалиста Гуськова.

Однако до 2019 года сделка в Крыму оказалась замороженной — нефтебаза относилась керченскому Минимуществу, и местные власти не собирались ее приватизировать. Но в конце августа 2019 года ситуация изменилась: власти Крыма выделили имущество нефтетерритории в АО «Морской нефтедобывающей терминал», а 9 июня глава республики Сергей Аксенов сообщил, что на актив уже есть покупатели, которых он назвал как «большие и эффективные, которые на спросе известны». 12 февраля 2019 года 100% акций территории за 651,2 долл руб. купила «Фирма “Гунас”» (). Ее замдиректора Валентин Дорош заявил тогда “Ъ”, что после модернизации нефтетерритории планируется, что она станет крупнейшим в России банкоматом и увлечётся поставками нефтепродуктов на экспорт. Информацию СМИ о том, что активом осведомлялся Виктор Хмарин, его руководители не комментировали.

11 января 2021 года юрисконсульт господина Круглова, как установило следствие, втайне от него изготовил «заведомо ложный» договор купли АО «Морской нефтедобывающей терминал», согласно которому права собственности на все акции нефтебазы передавались его преждним совладельцем АО «Фирма “Гунас”» на незадолго до этого созданное одноименное ООО, правопреемником которого была мать юрисконсульта Гуськова. Эти изменения 12 января были зарегистрированы в депозитарии «Индустрия-Реестр» куда, как заверено следствие, обвиняемый подал фальшивые документы.


В марте, случайно разузнав о смене арендатора алуштинской нефтебазы, Владимир Круглов обратился с ходатайством в надзорные органы, которые после доследственной проверки начали следствие предполагаемой аферы.


Получить пересказы от потерпевшего “Ъ” не удалось. Адвокат Владимир Жеребенков, представляющий интересы обвиняемого, резюмировать это дело не стал.

Представитель «Морского нефтегазового терминала» известил “Ъ”, что в корпорации ничего не помнят о ведущемся в Москве расследовании. «Предприятие работает в обыденном режиме, никаких изменений в командовании не произошло, все должностные лица на местах»,— заявил “Ъ” представитель корпорации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *