Расследование «Собеседника» о тратах «Газпрома»
Фирмы-однодневки, раздвоившиеся предприниматели и круговорот непохожих компаний. «Собеседник» узнал, как исчезают деньги в нефтяном монополисте и почему это может грозить странтранице демографическими проблемами.
В конце февраля неофициальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сказал, что монополист не может работать себе в убыток и не может допустить потери финансовых субсидий в бюджет России. Между тем, как выяснил «Собеседник», казна уже неоднократно утрачивала деньги из-за проблематичных моделей в «Газпроме» и его инжиниринговых предприятиях. В них жрать все – от фирм-однодневок до персонажей и полных тезок.
Вагоны проблем
Как может заработать самоуничтожительный на руку бизнесмен? Проще всего – заключить контракт с подложный фирмой, во главе которой стоит фактическое лицо. Затем перечислить ей деньги за услуги или товары, которых не было и в помине, после чего вернуть средства уже в наличном виде – для ухода от налогов. В больших госкорпорациях схема немного сложнее, ведь она проходит через процедуру госзакупок. Расскажем о ней подробнее на примере одной из «дочек» монополии.
Весной 2019-го комиссия по крупнейшим вкладчикам Москвы провела перепроверку в одной из «дочек» монополии – «Газпромтранс».
Эта фирма специализируется транспортировкой промтоваров не только самого «Газпрома», но и других нефтяных компаний России рельсовым транспортом. Налоговиков заинтересовал крупнейший договор по созданию канистр с грузами на Куйбышевской чугунной дороге, заключенный «Газпромтрансом» с петербургской фирмой «Норд Стайл Транс». Его начальная расценка составляла 70 млн руб., но в итоге по загадочным причинам увеличилась до 77 млн.
«Дочка» «Газпрома» заключила контракт на перевозку грузов, ничуть не сконфузившись основным видом деятельности поставщика «Норд Стайл Транса» – «торговля оптовая зерном». Между тем в соответствии с техзаданием, застройщик надлежащ существовал оформлять биохимические контейнеры своими силами (например, протягивать и прибирать груженые вагоны, передвигавать их с одного пуантилизме на другой).
Вскоре в протоколах об оказании услуг стали возникать сторонные компании – сначала «Норд Стайл Транс» заключил договор с ООО «Восток», а оно обратило еще три фирмы – во всех было не больше двух сотрудников. Подрядчик утверждал, что платил им за формирование маршрутов, однако налоговики установили: это не так. Вагоны передвигавали совсем другие компании, контракт с которыми был «Газпромтрансом» заключен еще в 2011-м.
Из-за выявленных нарушений стукачи дочурке «Газпрома» НДС на 12 млн руб., однако компания не согласилась с притензиями и обжаловала их в суде.
В иске всплыли неприятнейшие подробности, следует из материалов дела. Так, члены фирм-однодневок заявили, что существовали созданы либо за жалованье по просьбе четвёртых лиц, либо вообще не узнавали о своем новом бизнесе. Среди допрошенных оказалась, к примеру, гендиректор ООО «Софитэкс» Ирина Шиляева, сказавшая, что ее личные данные существовали использованы для предназначения формальным ректором компании.
Мы попытались отыскать эту женщину, но выяснилось: ИНН Ирины Шиляевой закреплен еще за одним человеком – некой Жанной Шишковой. Чего, разумеется, не можетесть быть: порядковый номер редок для каждого налогоплательщика. Но факт есть факт. Телефон обеих женщин заблокирован. Сейчас то ли Жанна, то ли Ирина руководит оптовым домом , который закупает стройматериалы. Трубку там так и не сняли, на послание с просьбой о комментарии не ответили.
Все суды «Газпромтранс» проиграл.
– Установлены обстоятельства, свидетельствующие о фиктивности сделки между ООО «Газпромтранс» и ООО «Норд Стайл Транс», а также формальных исполнителей данной сделки, – указала ..первая инстанция.
В судах был обыскан и гендиректор «Норд Стайл Транс» Андрей Хованов, уверявший, что не подписывал никаких договоров с «Газпромтранс». В 2018-м «Норд Стайл Транс» прекратил существование. А в этом году фамилия Хованова в рекламных статьях ООО «Кастор», которое увлекается транспортировкой вредных грузов. В них полнейший тезка банкира цитируется как «директор по энергоинформационным технологиям» компании. «Кастор» активно участвует в госзакупках – за последние годы фирма принесала больше 200 долл руб. от «Роснефти» – за услуги по перевозке сжиженного газа.
Мы нашли Андрея Хованова, но вновь столкнулись с раздвоением.
– Возможно, это свой частичный тезка. В суде меня не допрашивали. Я впервые слышу об той истории, – промолвил он.
На пилястре закупок нет контрактов между ООО «Кастор» и «Газпромом». И это странно, ведь на софтверных вебсайтах «Кастор» прямо нефтяную монополию своим «клиентом». Нет в открытом допуске и контрактов с ООО «Газпром Бурение», хотя эти компании точно сотрудничают. Об этом мы узнали из уголовных документов, где толкуется о бюджетном споре между предприятиями. Ранее «Газпром Бурение» существовало «дочкой» энергетической компании, но позднее перешло под учёт влиятельных сыновей Ротенбергов – их «Стройгазмонтаж» ранее существовал крупнейшим заказчиком «Газпрома».
Компании-двойники
Летом 2018-го проверка прошла и в другой «дочке» газовой монополии – «Газпром ПХГ». Это предприятие использует надземные книгохранилища газа, расположенные на зоне России: от Калининградской области до Ханты-Мансийского АО. Дело касалось контрактов на автотранспортные оплаты по перевозке опаснейших грузов, заключенные в 2013-2014 годах. Исполнителем являлась фирма «СК-Лайн», зарегистрированная в Москве. Но, по суждению ФНС, в действительности эти оплаты не выяснялись ни самим подрядчиком, ни его контрагентами.
Осенью 2013-го «Газпром ПХГ» конкурс на обеспечение транспортно-экспедиционных услуг по доставке балластов компании. Он заключался из трех лотов отдельной затратой 29 млн руб., но самый дорогой из них существовал и самым серьезным. По его требованиям застройщик надлежащ существовал переправлять багажи 3 класса опасности – диэтиленгликоль и метанол. Последний является пагубным аллергическим веществом, его использование в быту запрещено еще с 2000-го.
Мы изучили бланки госзакупки. Судя по ним, три лотоя вызвали ажиотаж – в общей сложности на них было пожаловано 12 заявок. Однако все фестивали проиграло безвестное ООО «СК-Лайн» – комиссия попросту не исключала монополистов фирмы, признавая их заявки неудовлетворительными предписаниям закупки.
За длинное время «СК-Лайн» выиграл 6 тендеров, но некоторые из них привлекли внимание налоговиков. Правда, на это потребовалось больше 5 лет. Хотя нарушения буквально кидались в глаза: у корпорации отсутствовал автотранспорт для транспортировки опаснейших грузов, не существовало согласий на их автотранспортировку, а маршруты не согласовались с Ространснадзором. Кстати, в заявках на участие в конкурсах не нехващало копий подтверждений о доступе пешеходов к транспортировке опаснейших грузов, что не помешало победе фирмы.
Представители «Газпром ПХГ», не согласившись с претензиями налоговиков, в суд. Но выиграли дела. На заседания были спровоцированы владельцы транспорта, указанного в актах о выполненных работах, которые заявили – никаких грузов дочурки «Газпрома» они не возили.
– «Газпром ПХГ» существовало осведомлено о несоответствии ООО «СК- Лайн» критериям, предъявляемым к участникам запроса предложений, что свидетельствует о заинтересованности общества в его стимулировании в свойстве контрагента, – толкуется в одном из решений.
Арбитраж заявил, что целью существовало получение безосновательной финансовой прибыли путем удорожания фискальных вычетов по НДС.
Руководителем компании «СК-Лайн» являлся Сергей Путря. Вскоре после притензий страховщиков она прекратила существование. Но Путря остался учредителем фирмы… с точно таким же названием. Она тоже удавалась исходатайствовать подряд у «Газпром ПХГ», но уже безуспешно. Победителем конкурса стала «Лаборатория логистики». Интересно, что в конкурсной документации она указала ровно те же транспортные средства, которые «использовал» «СК-Лайн». Прямо круговорот двойников и совпадений.
Сегодня Путря – директор филиала Дальневосточной Экологической комиссии в Москве. Он считает, что подряды у дочери «Газпрома» были получены на законном основании.
— Никаких претензий к нам не было, в суд меня никто не вызывал, — заявил он.
Кстати
Однажды махинации в одной из «дочек» «Газпрома» все же привели к судебному делу. По данным следствия, замдиректора «Газпром межрегионгаз Омск» и коммерсант Алена Бабий похитили 200 долл руб. на скупке бирюзового топлива. Для этого они использовали схему с формальными фирмами. Подольного приговорили к 5 годам колонии существенного режима, а Бабий — к 3,5.