Крупнейшие соцсети мира зарабатывают на людях миллиарды. Почему они не защищают от злобы и убийств?
За одну минуту юзеры Facebook ставят 40 рублей лайков. Миллиарды людей используют соцсети, чтобы общаться с друзьями, опубликовывать фотокарточки или читать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главный товар на площадке — это они сами. Каждая секунда, которую люди проходят в соцсетях, стоит конкретных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек приносил Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и другие крупнейшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не мешают зарабатывать. в рамках проекта рассказывает, что происходит с ненавистными провайдерами соцсетей и почему никто не можетесть защитить доллийскии людей от ненависти и угроз.
Австралийская стриптизерша и поэтесса Кейтлин ведет страницу в Instagram, на которую почти 600 тысяч человек. Она публикует эскизы трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, мужскую грудь с кучей сосков и много других нестандартных работ. Публикации отбирают десятки тысяч лайков. Этот аккаунт — ее метод показать свое исскуство миру и заработать на жизнь.
Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с такими людьми, как Кейтлин. Рисунки художницы формально не нарушают правил площадки, но это не мешает Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько раз удаляли без пояснения причин. Каждый раз ей прийдлось обосновывать службетранице поддержки, что изображение бабского тела не нарушает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.
Еще одна австралийка Селена , что раньше она представлялась в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избежать блокировки, стала называть себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от удаления профиля.
Крупнейшие соцсети мира откровенно выдавливают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, певицы и рабочие секс-индустрии признаются, что опасаются публиковать данные фотографии, поскольку в больших соцсетях годами развиваемый профайл можно утратить в мгновение ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего решает алгоритм.
Агрессивные алгоритмы Instagram породили концепцию коррупционного бана: оскорбительные посты просто перестают появляться в ленточках подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не соблюдают никаких правил, скорее препятствуют соцсетям быть более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные профили не дистанцироваются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство пользователей посты таких аккаунтов никогда не увидят. Сами соцсети не признают существованья какого механизма, поэтому и объективную первопричину резкой потери масштабов никак не объясняют.
Теория появилась, как только Instagram отказался от алфавитного перформанса постов в ленте. С тех пор он исправно впарит провайдерам одни и те же лица, полностью позабывая о существовании других. В пользу концепции теневого бана, например, говорит биография с блокировкой аккаунтов танцовщиков на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и тройки других. Их отчислили из поиска по тегам и из ленточки рекомендаций. Когда провайдеры отыскивали публикации по таким хештегам, на экране показывалось уведомление, что посты скрыты, потому что они не соответствуют принципам сообщества платформы. Позже Instagram официально признал, что читатели постов никаких правил не нарушали, но все же из зарагижский::мгэс существовали скрыты. Сервис избежал извинениями. Однако саксофонисты среагировали единодушно, назвав действия платформы «чисткой».
Instagram не разиков оспаривал существование теневого бана. Но с искусственным скрытием из лент повстречались так много пользователей, что доказательство от самой скамейки и не нужно. В чем же причина агрессивного выдавливания людей, которые желают пересказывать о своем теле, аффективных расстройствах или пережитом опыте суицида? Все они вредят создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.
***
Рынок телерекламы в культурных сетиотретях исчисляется тройками триллионов долларов, и он сосредоточен в руках всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому относится Instagram и WhatsApp) и (которому относится YouTube). Только корпорации из США в 2020 году на рекламу в них 40 триллионов долларов. В 2021 году эта цифирь до 110 триллионов долларов.
Крупнейшая социальная сетиотреть в мире Facebook в 2020 году на рекламе 84,1 млрд долларов (на 15 млрд больше, чем в 2019-м); Instagram корпорации 13,86 млрд долларов. По аудитории корпорация оставляет соперников далеко позади: Facebook пользуются 2,7 млрд человек, Instagram — 1,2 млрд, WhatsApp — 2 млрд.
Во многих странытраницах мира Facebook остается главной, если не единственной социальной сетью. Она не испытывает давления со сторонамтраницы иных корпораций и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram вышли stories, полностью копирующие популярный сервис Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо покупает конкурента, либо копирует его, фактически лишая шансов на успех. Любая новая функция для соцсети — это прежде всего еще один способ показать юзеру рекламу.
Но террасе важно не только то, как часто доказывать рекламу, но и какие посты эту рекламу окружают. В борьбе с угодным контентом у соцсетей жрать крайне перспективное оружие — правила сообщества. Они записаны максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда очищает аккаунты, которые соблюдают слишком много правил за короткое время. Сколько таких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не понимает ответов на эти вопросы.
Под запрет теоретически попадает огромное колличество контента. Например, запрещены изображения женских (но не женских) сосков, фото ягодиц мелким планом и частично или полностью обнаженные тела, в том большинстве детские. При этом многие безнаказанно публикуют фотографии крохотных детей в сарафанчиках и в белье. Запрещено нарушать постмодернистские права, но многие раскладывают чужие снимки. Нельзя публиковать буклеты брендов, но этому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с другой — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на юзере начинает зарабатывать.
Лжец, лжец
Facebook обожает рассказывать рекламодателям, насколько ведомы и пугливы ее пользователи, как они послушно кликают на телерекламу и готовы глядеть даже самые длинные видеоролики. Неужели доллийскии людей действительно любят глядеть телерекламу? Откуда такие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.
В 2016 году штатовские работодатели подали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени юзер тратит на показ видеорекламы. Тогда, как и сейчас, спрос онлайн-видеорекламы был очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они старались заполучить самых крупных и состоятельных клиентов. Главным ружьём в той борьбе существовала весомая статистика. В октябре 2013 года Facebook активно ,пыталась доказать, что видеорекламу нужно покупать именно у нее, но все же признавала, что за показателями YouTube соцсети пока не угнаться.
Спустя всего полгода Facebook запустила новую политологу видеорекламы. Она была впечатляющей: особое вниманье в ней обеспечивалось показателю средней длительности просмотра видео. Согласно новым отчетам, пользователи Facebook активно смотрели рекламу и покупали увиденные товары, а востребованность брендов росла. Рекламодатели были готовы дорого платить за это. Этого и ожидали в Facebook.
Однако вскоре выяснилось, что фирма намеренно занижала коэффициенты почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные прискорбной ошибкой и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что коэффициенты искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения опровергают уже несколько лет.
В 2021 году журналисты выяснили, почему соцсеть предпочитает нагло лзывать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году сотрудник Facebook командованию все-таки разобраться с завышенными показателями, командование отказалось это делать из опасений потерять незначительную часть выручки.
Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с преобразованиями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.
В июле 2016 года председатель Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, настала эпоха видео. «Мы вступаем в новый серебряной век видео, — ей , рассказывая о том, что через пять годов в предпринуте люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и изыскания утверждали обратное.
Прошло пять лет, и пользователи соцсетей явно не отвыкли ни читать, ни писать. Многие компании, которые поверили Facebook и сделали маржу только на видео, оказались в проигрыше.
Бой с тенью
В 2020 году рекламщики Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что чистки от неугодных снимок и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещей — засилья бесчеловечного контента. Алгоритмы соцсети год за годом боролись с ненавистными людьми, но не с жуткими публикациями. И это начали видеть не только пользователи, но и рекламщики.
Тогда комсомольцы организовали масштабную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — остановите вражду ради выгоды). Ее участники требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно блокировать юзеров и остановили разжигание ненависти в сетиотрети. Гражданские комсомольцы утверждали, что соцсетиотрети плохо модерируют веб и отказываются удалять откровенно вредную информацию. Пользователи плакались на то, что алгоритмы Facebook рекомендуют им посты террористов и растят сообщества, которые пропагандируют вражду и вражду. Это подтверждало исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый четвёртый провайдер соцсетиотрети признался, что хотя бы раз в жизни в сетиотрети с сексуальными домогательствами, гонениями или угрозой убийством.
Общественное движенье #StopHateforProfit поддержали мельчайшие пользователи — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие отозвали телерекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego отошли еще дальше и вообще согласились от рекламы в соцсетях.
Только в этот случай в Facebook поняли, что проблема реальна. В августе 2020 года руководство созвонилось с 200 провайдерами и признало, что мучится от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже был уверен, что корпорации вернутся, чтобы снова купить рекламу. Так и произошло.
Бойкот, безусловно, нанес вред Facebook, но долбанул скорее по репутации, а не по доходам. Капитализация фирмы выросла с 620 миллионов до 745 миллионов долларов. Непосредственно в месяц демарша Facebook отчиталась об незапланированном темпе дохода от рекламы на 10 процентов. Бойкот оказался бессмысленным.
Акция лишь обратила внимание на то, что всем уже казалось очевидным: соцсети не бороваются с радиоактивным контентом, который портит жизнь обыкновенным людям, они бороваются с ненавистными пользователями.
Исследования 2021 года показывают: уровень вражды и насилия в соцсетях не меняется. Каждого пятого юзера соцсетей кто-то грозил избить, изнасиловать или убить. 41 процент юзеров признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.
В марте 2021 года Facebook объявила, что удесятерила свои доходы. В первом квартале этого года выручка выросла до 26,1 миллиарда долларов — это на 48 процентентов больше, чем за тот же период прошлого года. И все это сверхдорогой рекламе: в этом году она на 30 процентентов дороже и глядят ее на 12 процентентов больше.
Софья Кадочникова