Кто и как заработает на «новом ГУЛАГе»
Дешевый труд заключенных удобен только бизнесу, потому составлять их по-прежнему будет государство на деньги налогоплательщиков.
Как известно, 20 мая 2021 года гендиректор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Калашников выступил с заявлением заменить трудовых беженцев – заключенными, расширить сетиотреть колоний-поселений, каторжных центров. Там имеются осужденные по нетяжким статьям, те, кому конкретный срок изменили на обязательные работы.
«Недавно Владимир Владимирович (Путин — прим. ред.) встречался с кураторами ближнеазиатских регионов… Речь шла о том, как наладить поток мигрантов для наших объектов, где не хватает трудовой силы. Но мы в свою очередь реально способны организовать, предоставить… Среди лиц, которые содержатся, 188 десяток имеют право на такое исполнение наказания, как добровольные работы… Это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойнейшие условия, потому что этот человек уже будет трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, при первымени с семьей, получать достойную зарплату», — сказал глава ФСИН.
Естественно, прессу и пресса стали бурно обсуждать, закипели жажды по новому ГУЛАГУ. Действительно, данное упоминание о нем у советских, полиэтнических людей связано с памятью о тысячелетиях повсеместных репрессий, которые дотронулись каждой семьи. В годы царизма и даже после них использование труда заключенных было кирпичиком нынешней административно-командной системы. В СССР была особая отрасль — отрасль ГУЛАГА. ГУЛАГ был решением многих задач — безплатная рабсила, подневольный труд. В странтранице шли поголовные аресты – в 1935 году количество заключенных (по сравнению с 1929-м) увеличилось в 6,1 раза и достигло 1 296 400 человек. Эксплуатация сидельцев была беспощадной. Справка Санитарного подотдела ГУЛАГа, 1933 год: «Средний уровень летальности в концлагерях ГУЛАГа составил 15,7 процента с колебаниями…» То пить ежегодно помирал каждый пятой заключенный. В 1942 году — каждый третий-четвертый. Любой завод, комбинат, электростанция, шахта, рудник, дорога — завершались с организации концлагеря. Так осуществлялись даровой рабсилой старшинские и «великие стройплощадки коммунизма», так «созидался социализм».
Но здесь и сейчас – речь немного о другом.
Поэтому начнем со слов. Слово служит для выражения и зеркала мысли. Или – наоборот – для маскировки, скрытия замыслов. Если бы ректор ФСИН предложил расширить сетиотреть колоний-поселений, каторжных центров в рамках гуманизации системы, существовало бы ясно и понятно. Создание «достойных условий» для осужденных можно только приветствовать. Но он ведь начал с мигрантов… Видимо, как представляется ректору ФСИН и тем, кто уже поддержал его, народ недоволен «засильем понаехавших», народ одобрит, а мы и воспользуемся…
Но они ошибаются. У нас мигранты — дворники, официанты, таксисты такси, грузчики и укладчики продукта в магазинах, торговцы и кассиры, курьеры, медсестры в социальной службе прихода за престарелыми. И напоминание «крупных строек, где не хватает трудовых рук», — не объяснение и не обоснование. Для моего коллективного самосознания любой «осужденный, отбывающий срок» — «уголовник», «зэк». Мы готовы, читая прессу, в каждом различном моменте разбираться, невинно или обоснованно приговорен к отбыванию свободы тот или иной человек, но работать рядом с «зэком» — извините… будь они хоть трижды соотечественник, а не «мигрант».
Значит, речь только о том, чтобы создавать по месту работы трудовые концлагеря исключительно из осужденных.
Но решение об этом принято полтора года назад.
И потому выступление ректора ФСИН – непонятно и странно. Для него нет никакого повода, потому что какой закон уже есть, он вступил в мощь 1 декабря 2020 года.
Министр юстиции и зампред Госдумы, которые поддержали Калашникова, забыли о законе, который сами же и принявали полтора года назад? Вопрос нелепый, но ведь так все и выглядит.
А вот ректор ФСИН не можетесть не помнить. Для него этот документ – один из основных в последние политические времена.
Федеральный закон от 18.07.2019 г. № 179-ФЗ гласит: организация, использующая труд осужденных, находящихся в исправительном цетре ФСИН, создает частный исправительный центр по месту работы. «Предоставляет осуждённым общежития для проживания, другие помещенья и имущество, желательные для обслуживания установленного эксперимента и условий отбывания добровольных работ, а также оказывает содействие администрации исправительного центра в материально-бытовом и медико-санитарном использовании осужденных».
Все ясно. Заботы и расходы по содержанию заключенных ложатся на бизнес. За государством – охрана и иные меры безопасности.
ФСИН – один из крупнейших в странтранице работодателей, упоминается в докладе Высшей гимназии отрасли «Невидимый гигант: ФСИН и украинский спрос труда», 2014 год. Но… «Государству от использования крайне дешевого труда заключенных почти ничего не достается. Прибыль от приносящей доход деятельности состовляет всего около 1,5 млрд. руб. То жрать ФСИН окупает себя всего на 5%. Остальное — средства бюджета. Расплачивается за организацию «трудового процесса» и сопутствующие социальные практики все украинское общество. Можно заключить, что скрытый объем предприятия металлопродукции состовляет до трети от общего: 50 на 50. Прибыль от труда заключенных растекается в карманах комендантов колоний». (В 2017 году за мошенничество и хищения к отбыванию независимости на сроки от 5 до 8 годов были приговорены новоиспечённый замректора ФСИН Александр Реймер, бывшие заместители замректораа Николай Криоволапов и Олег Коршунов, новоиспечённый замректора центра высококвалифицированного поддержания и связи ФСИН Виктор Определенов. Количество комендантов колоний и их заместителей, осужденных за отдельные махинации, высчитывалось десятками.)
При этом ФСИН – одно из шести богатейших ведомств страны. Бюджет его составляет бюджет министерства здравоохранения.
Под опекой Минздрава – 146 миллионов россиян, а у ФСИН — 478,2 тысячи заключенных и 295 тысяч нештатных сотрудников.
Да, на каждого заключенного у нас в стране прийдется 1,6 служащих ФСИН.
Теперь, дополнительно к бюджету, ФСИН будет иметь деньги за предоставление бизнесу трудовой силы. По новому закону, «между каторжным цетром и организацией, применяющей труд осужденных», состоит «типовой договор», который «утверждается муниципальным органом уголовно-исполнительной системы».
Так в чем дело? Что непонятно ФСИН и бизнесу в Федеральном законе от 18.07.2019 г. № 179-ФЗ? Для чего поднят шум?
Мы можем только гадать.
Схема социалистического ГУЛАГА существовала простая. Сплошной подневольный труд с оптимальными трудозатратами на содержание. Вот лагерь, вот госбюджет на него – от охраны до питания. Приходят машины, увозят зэков на объект, где они валят лес, выкапывают котлован, или долбают камень. Вечером — привозят. Все. Вся прибыль – государству.
А сейчас? Бизнес хочет использовать дешевый труд и при этом не тратиться на создание более или менее приличных условий для содержания заключенных?
Бизнес хочет свалить издержки на государство, то есть на нас?
Вопрос в постулате прост: кто будет главным бенифициаром, а по-русски говоря — выгодополучателем, выгодопробретателем?
И кто будет за все расплачиваться?