Российские госбанки и их руководство с упорством, достойным лучшего применения, опять и опять наступают на одни и те же грабли, вкладывая средства в свои украинские дочерние банки, причём средства по меркам стагнирующей экономики Незалежной довольно существенные. У всех на слуху мытарства, которые приходится до сих пор преодолевать Сбербанку, до последнего цеплявшемуся за контроль над своей украинской «дочкой», и вот недавно прошла информация о том, что ВТБ под руководством Андрея Костина вкладывает в свой украинский банк 2,58 миллиарда гривен, что эквивалентно примерно сотне млн долларов. В итоге, как радостно сообщает пресс-служба российского госбанка, капитализация дочернего банка ВТБ на Украине достигнет почти 40 миллиардов гривен.
Такая докапитализация обусловлена тем, что ВТБ выполняет указания украинского Нацбанка о повышении собственного капитала до нормативного уровня в 10%. Вот такой у нас, оказывается, государственный банк, в котором держат деньги миллионы россиян, в котором кредитуются опять-таки миллионы граждан нашей страны, выплачивая ипотеки, потребительские и автокредиты. Вот несёт какой-нибудь житель Урюпинска свои кровные в этот ВТБ, думает, что деньги его под охраной государства, что они направляются на какие-нибудь проекты развития нашей страны, на строительство инфраструктуры, на выплату налогов, да мало ли полезных дел найдётся?
Андрей Леонидович Костин и подконтрольный ему менеджмент банка фактически берут средства российского бюджета, а также привлечённые средства российских граждан, многие из которых зарабатывают вполне себе средние для российского региона 15–20 тысяч рублей, и переправляют их на Украину. В страну, которая совершенно официально на уровне законодательства называет Россию «страной-агрессором». Костин, сидя в своём тёплом московском офисе и зарабатывая миллионы долларов в год, просто игнорирует интересы российского государства, которое он формально представляет.
А ведь нынешний раунд докапитализации в размере почти 100 миллионов долларов украинской «дочки» ВТБ далеко не первый. Необходимо напомнить, что ещё в октябре прошлого, 2017 года российский госбанк принял решение о докапитализации дочернего «ВТБ банка» на Украине на сумму до 2,592 миллиарда гривен.
— Считать целесообразным принятие в установленном порядке решения об увеличении уставного капитала ПАО «ВТБ банк» на сумму не более 2 592 000 000 (два миллиарда пятьсот девяносто два миллиона) гривен путём размещения дополнительных простых акций ПАО «ВТБ банк» номинальной стоимостью 0,1 (ноль целых одна десятая) гривны каждая по цене за одну акцию, определённой наблюдательным советом ПАО «ВТБ банк» в соответствии с Законом Украины от 17 сентября 2008 года № 514-VI «Об акционерных обществах», — отмечал тогда банк в специальном сообщении.
Стоит отметить, что, по мнению специалистов, решение руководства ВТБ тогда было продиктовано введением Украиной в марте 2017 года санкций в отношении украинских дочерних структур российских госбанков, которые запрещают вывод капитала в пользу материнских структур, но при этом не препятствуют докапитализации финучреждений.
Фактически речь идёт о том, что российские государственные банки (и ВТБ в том числе) закачивали средства бюджета и вкладчиков в экономику страны не просто без гарантий возврата, но в ситуации, когда национальный банковский регулятор Украины прямо отмечал, что средства эти возвращены не будут. Однако реальные действия банка ВТБ и его менеджмента расходятся с публично озвучиваемой позицией руководителя банка Андрея Костина, который прямо заявлял о том, что ВТБ будет уходить с украинского рынка и сворачивать свою деятельность на нём.
— Мы к лету фактически свернём деятельность полностью, у нас останется только один или два офиса в Киеве… Мы сейчас очень жёстко закрываем отделения по всей стране и рассчитываемся со всеми вкладчиками, — приводило слова Костина в кулуарах Российского инвестиционного форума РИА «Новости».
Таким образом, крайне проблематично понять, по какой причине при наличии абсолютно недружественной государственной политики Украины по отношению к России, при наличии озвученного лично Костиным намерения выходить с украинского рынка, а также при имеющейся позиции Нацбанка Украины, прямо запрещающего вывод средств российских госбанков из их украинских «дочек», ВТБ не просто не ушёл, но и нарастил вложения в свои украинские структуры. С учётом прошлогодней докапитализации и нынешнего «впрыскивания» средств ВТБ под руководством Андрея Костина направил в украинскую экономику порядка двухсот миллионов долларов практически безвозвратных вложений.
Украина уже давно побирается у своих западных партнёров и постоянно выпрашивает разного рода вооружение и боеприпасы для ведения военных действий против республик Донбасса, а также для поддержания на плаву своей стремительно разваливающейся экономики. 200 миллионов долларов — сумма немаленькая и полностью сопоставимая, например, со всей военной помощью по программам содействия Украине со стороны главного внешнеполитического спонсора Киева в лице Соединённых Штатов. В проекте военного бюджета США, принятого недавно Конгрессом, военная помощь Украине составит 200 миллионов долларов — ровно столько, сколько вкачал в эту страну банк ВТБ с ведома его президента Андрея Костина. Американская помощь предполагает поставки украинцам летального вооружения «в оборонительных целях», в том числе переносных противотанковых комплексов Javelin, в связи с чем Россия уже выражала обеспокоенность. США также профинансируют тренинги украинских военных, процедуру списания и замены устаревшей американской военной техники, а также будут содействовать украинской разведке.
А вот на деньги, перечисленные ВТБ на Украину, причём, подчеркнём, деньги безвозвратные, можно вооружить и поставить под ружьё целую армию.
Так, в частности, украинские власти могли бы вооружить автоматами на средства российского госбюджета и российских вкладчиков 200-тысячную армию. Или приобрести порядка четырёхсот тысяч пистолетов ТТ. Также можно купить 10 миллионов гранат Ф-1. На 200 миллионов долларов можно укомплектовать бронетехникой несколько мотострелковых дивизий или целую танковую бригаду — причём новейшими танками Т-84 «Оплот» — и бросить всю эту бронированную махину на подавление народных республик на юго-востоке страны.
При этом перед глазами есть, казалось бы, наглядный пример всех мытарств, которые претерпел на украинском банковском рынке другой российский госбанк — Сбербанк. После непрекращающегося давления на свои украинские «дочки» в декабре прошлого года Сбербанк продал своё дочернее учреждение VS Bank украинской группе ТАС. ТАС приобрела 99,9230% в украинской «дочке» Сбербанка ПАО «Виэс банк». Отмечается, что сделка была одобрена Антимонопольным комитетом Украины, Национальным банком Украины, а также Европейским центральным банком. При этом попытка продать другую свою украинскую «дочку» у Сбербанка пока не увенчалась успехом — буквально накануне Нацбанк Украины отказался одобрять соответствующую сделку с белорусским «Паритетбанком».
Глава Сбербанка Герман Греф довольно долго сопротивлялся уходу с украинского рынка, однако даже он в конце концов сдался, и Сбербанк начал предпринимать конкретные шаги по выходу из своего украинского бизнеса. Однако ВТБ и Андрей Костин, без чьей санкции докапитализация украинской «дочки» была бы невозможна, не только не пытаются выходить с рушащегося рынка, но и вкачивают туда десятки миллионов долларов.
Как отмечают эксперты и независимые наблюдатели, такое поведение высокопоставленного менеджмента системообразующего российского государственного банка невозможно описать в терминах укрепления финансовой системы России и защиты её национальных интересов — скорее наоборот: фактическое спонсирование русофобского киевского режима, ведущего против России «гибридную войну» и параллельно — силовую операцию против республик Донбасса, можно оценивать лишь как потворствование агрессору и оказание ему финансовой помощи. В момент, когда, по данным народных республик, Киев готовится к развязыванию очередного раунда военных провокаций, финансовая подпитка Киева со стороны ВТБ выглядит как прямое национальное предательство.
На просьбу прокомментировать целесообразность постоянных финансовых вливаний со стороны ВТБ в его украинскую «дочку» пресс-служба банка комментарии не предоставила.