Мошенники

Активы умершего на Занзибаре миллиардера Сосина ждет передел

По предварительным данным, причиной смерти 53-летнего бизнесмена мог быть инфаркт. Миллиардера преследовали проблемы в бизнесе, сложный бракоразводный процесс, что сказывалось на его состоянии. Лайф разбирался, кто может претендовать на деньги Сосина.

Дела семейные

В последние месяцы Игорь Сосин разводился со своей второй женой Инной, на которой женился в 2013 году в Монако. К моменту его отпуска юридические формальности всё ещё не были закончены, и, как говорили в окружении Сосина, бизнесмен очень тяжело переживал ситуацию, был морально истощён.

В марте 2020 года миллиардер был доставлен в московскую больницу в Коммунарке с двухсторонней пневмонией, один из тестов на коронавирус дал положительный результат.

На Занзибар он поехал, чтобы привести себя в чувство, взяв с собой в путешествие дочь и молодую любовницу. В свою очередь Инна со своим новым другом отправилась отмечать Новый год на Багамские острова. Узнав о смерти супруга, она немедленно вылетела в Москву.

Последние пять лет жизни Сосина спокойными не назовёшь. В 2015 году его сын Егор убил собственную мать Анастасию Сосину. 19-летний парень задушил её проводом от зарядки смартфона в номере отеля в Казани, куда оба приехали на тренинги по духовным практикам четы Хеллингер стоимостью от 25 до 50 тысяч рублей. После убийства суд отправил сына миллиардера на принудительное лечение.

А в 2018-м отметился скандалом уже пасынок Сосина — Вячеслав. Охранник подростка, которому тогда было 13 лет, избил рэпера Гуфа (Алексей Долматов) из-за слишком короткого выступления артиста. Тогда певец обратился в полицию.

Спор на 100 млн рублей

В первую очередь родственникам предстоит решить оперативные вопросы. В последние годы бизнес миллиардера увяз в судебных тяжбах и корпоративных конфликтах. Одним из главных был суд с бывшей руководительницей сети Modi Ольгой Герасимовой.

Modi, принадлежавшая Сосину, требовала 102 миллиона рублей от Герасимовой, которая управляла этим бизнесом до 2019 года. В иске в Арбитражный суд Москвы компания указывает, что это размер ущерба, который она якобы причинила.

Подробностей в заявлении не приводится. Задачей Герасимовой было модернизировать и развивать бизнес. Но, похоже, ей не удалось реализовать грандиозные планы Сосина — за три года открыть 500 магазинов по всей России. На деле получилось запустить меньше сотни маркетов Modi. Но даже при таких объёмах корпорации удаётся каждый год получать выручку до 1,5 млрд рублей.

Были и мелкие суды с контрагентами: рекламное агентство Grape (преобразовано в Possible) взыскало с компании Сосина почти 5 млн рублей, а фирма «Славянка» требовала 4,2 млн рублей.

Компания АО «Одежда 3000», торгующая под вывеской Modis, в период с 2016 по 2020 год почти 80 раз была ответчиком по искам на общую сумму более чем в 300 млн рублей. Впрочем, для фирмы с выручкой почти в 10 млрд рублей это не так и болезненно.

Интересно, что «Одежда 3000» — это наиболее прибыльный актив в бизнес-империи Сосина. Например, Modis за прошлый год смогла выручить полтора миллиарда рублей, а в судах потеряла только 17 млн.

Под присмотром налоговиков

У Сосина также могли быть проблемы с ФНС. В финансовой отчётности компаний миллиардера налоговики заметили подозрительно низкую рентабельность продаж и низкие зарплаты по рынку, что, по мнению фискальной службы, может означать сокрытие доходов и уход от уплаты НДФЛ.

Около десятка компаний Сосина были ликвидированы по решению ФНС. Например, фирма «Крона Макс», ранее принадлежащая Сосину, где долю также имел шотландский офшор «Титанум трейд лимитед». Об этом свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакса».

К слову, действующие компании Сосина тоже зарегистрированы в иностранных юрисдикциях. Канцтовары Modi и сеть магазинов одежды Modis на 100% принадлежат кипрским организациям.

Наследство на миллиард

Ежегодная выручка компаний Игоря Сосина превышает 11 млрд рублей. Его фирмы арендуют 70 объектов недвижимости по всей России. К примеру, точки Modi есть в торговых центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Самары, Петрозаводска, Ростова-на-Дону.

Наиболее вероятными наследниками активов скончавшегося миллиардера пока выступают его дети. Это 18-летняя дочь Таисия и старший сын от первого брака Антон. Девушка ведёт закрытый образ жизни: аккаунты в соцсетях, похоже, она удалила после убийства матери в 2015 году. Антон Сосин сейчас является владельцем московской компании «Лиа-Инвест», которая занимается сносом зданий. Гендиректор его фирмы Семён Слуцкий также руководит главным активом скончавшегося миллиардера — АО «Одежда 3000». Ещё один сын Сосина — Егор — после убийства матери был отправлен на принудительное лечение. Формально бизнесмен находился в состоянии развода со своей последней женой. Теоретически она остаётся в списке прямых наследников, которые могут претендовать на его активы.

— Если Сосин не успел составить завещание, то основных наследников три: дочь Таисия, сын Антон и супруга Инна. Если сын Егор невменяем и сейчас находится на принудительном лечении, вряд ли он сумеет вступить в наследство просто физически. Если Инна на момент смерти Сосина всё ещё была его законной супругой, то она может заявить права на наследство. В случае когда брак был зарегистрирован в Монако, через суд его могут признать законным и в Российской Федерации, — пояснил адвокат Максим Калинов.

Илья Титов, старший партнёр адвокатского бюро Q&A, руководитель практики семейного и наследственного права, считает, что заявление о расторжении брака, поданное супругой Сосина до его смерти, может частично повлиять на то, какое имущество ей достанется:

— Следует разделять вопросы расторжения брака, раздела супружеского имущества и наследования. Брак прекращается в момент смерти. Поэтому вопрос о расторжении брака в судебном порядке более не актуален.

Тот факт, что последние месяцы Сосин и его супруга находились в состоянии бракоразводного процесса, может повлиять на то, какое имущество получит жена, но не кардинально, как объясняет Титов.

— Важно, как в суде определят момент прекращения ведения совместного хозяйства супругами. Обычно такая информация указывается в исковом заявлении. Соответственно, этот факт может повлиять на распределение имущества.

Наследственное планирование могло бы помочь избежать проблем в управлении бизнесом в период получения наследства, считает Титов.

— Вопросы наследования связаны с тем, какой объём имущества будет в суде признан супружеским, то есть совместным имуществом [Сосиных]. Будет выделена доля каждого супруга, а затем имущество, причитающееся умершему, будет делиться между наследниками. Если вопрос наследования не был решён заранее, имущество разделят в равных долях между наследниками. Вопросы возникнут с управлением этими активами в переходный период. Наличие механизмов управления бизнесом в период оформления наследства могло бы позитивно повлиять на операционную деятельность предприятий.

Когда речь идёт о больших деньгах, родственникам не всегда удаётся договориться. Так, например, случилось с наследством недавно погибшего бизнесмена Дмитрия Босова. Мать и дети судились за активы с вдовой. Это 43% в компании «Аллтек», контролирующей корпорацию «Сибантрацит» — одного из крупнейших в мире добытчиков антрацита.

Возможно, Сосин не исключал, что с ним может что-то случиться, поэтому заранее написал завещание. Пока его юристы молчат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *